Posted 7 сентября 2017,, 17:10

Published 7 сентября 2017,, 17:10

Modified 30 марта, 22:12

Updated 30 марта, 22:12

Почему не все восхитились «миролюбием» Путина?

7 сентября 2017, 17:10
У идеи о введении в Донбасс «полицейских ООН» противников вроде бы нет. Но схем ее реализации как миниум две. А потому до конца войны — далеко.

Инициатива Владимира Путина об отправке миротворцев для патрулирования линии разграничения в Донбассе сразу же приобрела критиков, противников и разоблачителей. Всего за три дня обсуждения взаимные обвинения показали, что достичь конструктивных подвижек вряд ли возможно.

Хотя практически все высказавшиеся по этому поводу стороны одобряют введение миротворцев на Донбасс и считают их вполне способными содействовать урегулированию конфликта, но принципиальными и, по мнению многих экспертов, неразрешимыми, становятся разные взгляды на то, что считать «линией разграничения» — границу с РФ или «линию фронта», на состав контингента и многое другое. Также у сторон разные взгляды на привлечение к обсуждению вопроса руководства самопровозглашенных республик — ДНР и ЛНР. Россия настаивает на непременном участии этих равноправных, с ее точки зрения, участников процесса, практически все остальные не желают даже хоть как-то обозначить их легитимность.

Первый вице-спикер Верховной рады Ирина Геращенко заявила, что о введении миротворческой миссии ООН на линии соприкосновения на востоке Украины не может быть и речи, поскольку эта линия не является украинской государственной границей. «Путин, в лучших традициях гибридной войны, пытается исказить идею украинского руководства про миротворцев на Донбассе, перевернуть все с ног на голову. Он поручает своему верному министру подать резолюцию в Совбез ООН по миротворцам на линии соприкосновения. Минуточку: линия столкновения стала линией столкновения из-за российской агрессии», — написала Геращенко на своей странице в Facebook.

По ее мнению, для Украины это линия соприкосновения с «временно оккупированными территориями». Линия, которая должна исчезнуть навсегда с украинской земли в день возвращения контроля над границей.

«Это давнишняя идея Путина, о миротворческом контингенте, который на 70% будет состоять из россиян и на 30% из граждан Казахстана», — заявил замминистра по вопросам временно оккупированных территорий Георгий Тука в комментарии «Апострофу».

По мнению украинского чиновника, Российская Федерация заинтересована в том, чтобы отправить в качестве миротворцев на линию разграничения на Донбассе своих граждан, ведь официально РФ все еще не признана «оккупантом», а значит и стороной конфликта.

В свою очередь, аналитик «Украинского института будущего» Игар Тышкевич заявил, что Путину, конечно, не удастся «пропихнуть» россиян в качестве миротворцев, но Москве это не особо и нужно. «Сомнительно, чтобы туда послали своих солдат страны ЕС, зная, что по этим солдатам будут стрелять. Таким образом, возможен вариант контингента либо из стран Восточной Европы, либо худший для Украины вариант: контингент из стран СНГ. Россия будет предлагать тех, кто формально не участвует в конфликте, но находится в зоне влияния РФ. Для РФ наиболее приемлемыми являются даже не белорусы или казахи, а, например, армяне. Возможно, Молдова», — сказал он в интервью «Апострофу».

Эксперт подчеркнул, что если будет реализован такой план, то вместо урегулирования ситуации на Донбассе Украина получит просто две линии обороны — на первой будут стоять миротворцы, которые настроены пророссийски, а дальше «пророссийские террористы». «Но самое худшее, что как только такая миссия будет реализована, то следующий вопрос будет касаться выборов. Порошенко ведь говорил, что в случае введения миротворческого контингента возможны выборы. Ребята, где же тогда выборы?» — подытожил Тышкевич.

Наиболее эмоциональным выступлением разразился украинский президент. «Размещение на всей оккупированной территории Донбасса „голубых касок“ ООН стало бы реальным прорывом в процессе мирного урегулирования и мощным фактором деэскалации», — заявил Порошенко, выступая 7 августа в парламенте. Он отметил, что Россия продолжает осуществлять провокации, препятствовать эффективной деятельности наблюдателей мониторинговой миссии ОБСЕ, поставлять оружие на украинскую территорию и наемников. При этом он обратил внимание на то, что Украина последовательно продвигает инициативу о миротворцах уже несколько лет. Однако, по его словам, Россия два года полностью отвергала даже такую возможность, и «не все партнеры, честно говоря, очень активно это поддерживали».

Правда, Петр Порошенко подчеркнул, что на сегодняшний день ситуация изменилась: «Мы, наконец, услышали реакцию и по ту сторону фронта. Хотя, конечно, мы четко понимаем, что дьявол кроется в деталях. Безусловно, предложение РФ по развертыванию миссии ООН исключительно для целей охраны Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ является как минимум странным. Тем более, что именно российские боевики представляют главную угрозу для безопасности международных наблюдателей».

Если убрать антироссийский пафос, то тезисы речи Порошенко сводятся к следующим пунктам: Украина готова к предметному разговору с членами Совета Безопасности ООН; миссию ООН необходимо разместить на всей территории «временно оккупированного Донбасса», включая неконтролируемый участок российско-украинской государственной границы; она должна иметь целью не консервацию «российской оккупации», не легализацию российского военного присутствия, а обеспечение прочного мира; упомянутая миссия должна соответствовать руководящим принципам осуществления миротворческих операций ООН, что априори исключает участие в ней представителей «страны-агрессора» и стороны конфликта; ни о каком согласовании с «российскими боевиками» параметров будущей миссии ООН не может идти речи.

На «закуску» украинский президент не удержался и отправил личный «привет» россиянам, упомянув, что работа над инициативой никоим образом не является основанием для отмены существующих международных санкций против России. Они должны оставаться в силе до полного восстановления суверенитета и территориальной целостности Украины.

Интересным является акцент президента на том, что договориться по параметрам миротворческой Миссии будет чрезвычайно сложно, который некоторые эксперты трактуют как «ухмылку», говорящую о нереальности договора — мол, «на ваши хитрости у нас есть свои приемы». «Через полторы недели отправляюсь в Нью-Йорк на Генассамблею ООН и уверен, что совместными усилиями, с помощью международных партнеров, прежде всего Германии, Франции и США, мы обязательно установим мир и вернем все оккупированные территории, восстановим суверенитет и территориальную целостность Украины», — заявил Порошенко.

Германия вроде бы приветствует предложение России по размещению миротворцев ООН на Донбассе, но при этом официальный Берлин считает, что «голубые каски» должны быть размещены по всей территории конфликта, а не лишь вдоль линии разграничения. Об этом в среду, 6 сентября, на встрече с журналистами заявила заместитель спикера правительства ФРГ Ульрике Деммер, сообщает Deutsche Welle. Так что в большей степени можно говорить о поддержке позиции Порошенко.

По словам Деммер, пока не ясно, удастся ли достичь согласия относительно всех деталей такой миссии на Донбассе. Так же она не видит оснований дать право голоса на переговорах по этому вопросу представителям самопровозглашенных ДНР и ЛНР. «Это было бы неприемлемым усилением значения самопровозглашенного руководства так называемых народных республик», — подчеркнула представительница немецкого правительства.

Ее точку зрения поддерживает и официальный представитель МИД Германии Мартин Шефер: «Берлин будет настаивать на работе миротворцев на всей неподконтрольной украинской власти территории Донецкой и Луганской областей».

Хотя из Германии есть и утешительные для РФ вести — по поводу санкций — от «главного» дипломата. «Давайте, по крайней мере, добьемся установления режима тишины и отвода тяжелых вооружений, а затем в качестве вознаграждения отменим санкции и поможем в восстановлении востока Украины», — заявил министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль, выступая на внешнеполитическом форуме, передает DW.

По его мнению, Москва послала Западу «сигнал», заговорив о возможности обсудить «ввод миротворческой миссии ООН на восток Украины для достижения прекращения огня». «Нам следовало бы воспринять это как повод к началу дискуссии о разрядке», — подчеркнул он.

В Штатах пока менее смело определяют свое отношение, но в том, что говорят, есть явная поддержка позиции Украины. США осторожно приветствовали предложение России отправить миротворцев ООН в Восточную Украину, но тоже настаивают на том, чтобы миротворческие силы размещались на всей территории, пострадавшей от войны Восточной Украины, а не только на линии «контакта». Отправка сил ООН в Украину «достойна рассмотрения», заявили в Госдепе на следующий день после того, как президент России Владимир Путин заявил, что его страна обратится в Совбез ООН с просьбой отправить миротворцев для патрулирования линии разграничения между украинскими войсками и поддерживаемыми Россией боевиками, передает «Голос Америки».

США заявили, что подобная миротворческая сила была бы способна защитить украинцев любого этнического происхождения и помочь восстановить государственный суверенитет Украины. «Любая миротворческая сила должна иметь широкий мандат для обеспечения мира и безопасности по всей оккупированной территории Украины», — заявила пресс-секретарь Государственного департамента Гедер Науерт.

На самой Украине есть и другая точка зрения, отличная от «западной» и президентской. В «Оппозиционном блоке» поддерживают идею миротворческой миссии, причем именно на линии разграничения. «Вся страна этого хочет кроме партии войны, которая тут же начала критиковать инициативу из парламента, — высказал свое мнение Юрий Бойко, лидер фракции „Оппозиционный блок“ телеканалу „Интер“. — Для этого — „голубые каски“ на линии разграничения. Это вариант, который позволит обеспечить этот режим, а дальше политический процесс, который связан с законом об особом статусе на определенный период для восстановления инфраструктуры, воссоединения и реинтеграции этих территорий с Украиной, возврат людей».

Наверное, не нужно говорить, что в адрес одного из лидеров оппозиции сразу же посыпались обвинения в предательстве национальных интересов и поддержке Кремля. Что касается господствующих сегодня на Украине мнений о возможности прекратить конфликт на Донбассе, и о том, почему этого до сих пор не произошло, то, пожалуй, их можно разделить на два направления.

Первое: «Все упирается в категорическое нежелание РФ установить мир на Донбассе. Или больше — категорическое нежелание оставить Украину в покое». Второе, ей противоречащее: «Партии войны, возглавляемой Порошенко, — не выгодно прекращать конфликт на Донбассе в финансовом плане». Вот между этими «противоречивыми теориями» и болтаются жители Донбасса и приграничных территорий, готовые уже на что угодно, лишь бы этот кошмар быстрее закончился.

А вот к миссии ООН в основном в народе отношение скептическое, вернее, люди просто не верят, что миротворцев туда допустят. Процесс принятия решения об использовании миротворческого контингента действительно достаточно долгий и сложный. Решение о проведении такой операции сначала принимается Советом Безопасности ООН и исключительно после соответствующего запроса от страны, на территории которой происходит конфликт, а также согласия всех сторон конфликта. Самой операцией лично руководит генсек ООН.

Но этот механизм не всегда действует эффективно. Препятствием к принятию решения о вводе миротворцев может быть вето одной из стран. Так, при активном противодействии России, ООН не смогла задействовать эту меру в ходе военного конфликта в Грузии в 2008 году. Тогда российские войска взяли на себя миссию «миротворцев», а введение международного контингента было сорвано. Аналогичная ситуация повторяется и в Украине. Наверняка, когда придет время принимать ответственное решение, «кто-нибудь» да заблокирует реализацию проекта.

Но даже если случится чудо, участие миротворцев не всегда гарантирует быстрое и мирное завершение конфликтов. Например, миротворческая миссия в Кашмире работает беспрерывно с 1949 года, на Кипре — с 1964-го. Затянулись миротворческие операции также в Ливии и Сомали. Так что жители Донбасса постепенно теряют надежду на скорую и счастливую развязку. Многие, кто способны, покидают родину и ищут приют на чужбине. Ни мира, ни войны, ни нормальной жизни.

Валентин Корж, Днепр, Украина