Posted 7 сентября 2017,, 15:29

Published 7 сентября 2017,, 15:29

Modified 31 января, 16:42

Updated 31 января, 16:42

Вашингтону не нравятся дипломаты в Нью-Йорке

7 сентября 2017, 15:29
Реформа по-трамповски угрожает ударить и по ООН, и по международному статусу России.

Президент США Дональд Трамп планирует провести 18 сентября во время Генассамблеи ООН в Нью-Йорке саммит мировых лидеров, чтобы обсудить реформу структуры этой организации. Владимира Путина там не ждут. Кремль, как обычно в подобных случаях, заявляет, что в графике главы российского государства поездка на Генассамблею не значилась. Впрочем, президент России, при нынешних отношениях Москвы и Вашингтона не имел ни малейшего шанса попасть на ооновские посиделки с Трампом.

Дело в том, что сразу после анонсирования встречи в Нью-Йорке стало известно, что пригласят к американскому президенту только тех, кто заранее согласится подписать декларацию, состоящую из десяти пунктов. В этом документе не только содержится призыв к генеральному секретарю ООН Антониу Гутеррешу «начать эффективную и целесообразную реформу» всемирной организации, но и, разумеется, обрисовываются ее контуры. Американцы предлагают ООН дебюрократизироваться, сократить «излишнее количество рабочих мест», а также «лучше согласовывать свою работу по гуманитарной помощи, развитию и поддержанию мирных инициатив».

При этом США постоянно подчеркивают, что они выступают главными донорами ООН, а значит и имеют больше прав, чем другие страны. Правда, администрация Трампа нацелена на уменьшение суммы американских взносов. Если раньше на их долю приходилось около 22% регулярного бюджета ООН, который составляет приблизительно $5,5 млрд, то проект бюджета США на 2018 год предполагает урезание финансирования миротворческих миссий ООН на $1 млрд, а также сокращение взносов в бюджеты всех международных организаций, в которых Соединенные Штаты состоят, в общей сложности на 44%. Кроме того, постпред США при ООН Никки Хейли, которую СМИ пророчат в ближайшее время в преемники главы Госдепартамента Рекса Тиллерсона, в мае заявляла, что надо реформировать все 16 текущих миротворческих миссий ООН.

Миссии — один из ключевых вопросов. К примеру, и Москва, и Киев уже имеют собственные проекты по направлению миссии ООН в зону вооруженного противостояния в Донецкой и Луганской областях. Украинские дипломаты при этом говорят, что Россия в работе этой миссии участвовать не может, поскольку сама является одной из сторон конфликта. Не исключено, что предложения Трампа косвенно повлияют на принятие решения по этой новой для ООН задаче.

Впрочем, у Москвы, похоже, есть более серьезные подозрения. Не исключено, что речь может зайти о самой важной теме — реформе Совета Безопасности ООН, который многие уже давно хотят как-нибудь преобразовать. То ли увеличить число постоянных членов, у которых есть право «вето», то ли напротив — убрать само это право. Был еще вариант заменить некоторые страны в Совбезе другими в связи с изменением международной обстановки. В частности, уже неоднократно, начиная с 2014 года, звучали призывы лишить Россию права вето или даже статуса постоянного члена Совбеза ООН из-за ее политики в отношении Украины.

Собственно, весьма вероятно, что именно эту идею озвучит президент Украины Петр Порошенко, который точно едет в Нью-Йорк и намерен выступить на Генассамблее. При этом очевидно, что до тех пор, пока Россия остается постоянным членом Совбеза ООН и обладает там правом вето, никакую серьезную реформу в обход ее интересов провести невозможно.

Поэтому-то Владимир Путин вполне может позволить себе не ехать ни на встречу с Трампом, ни вообще в Нью-Йорк. Он знает, что без него все равно не обойдутся. Так или иначе, вопрос реформы ООН придется обсуждать с Кремлем — на паритетной основе или даже по его правилам. Ну, а выслушивать на Генассамблее неизбежную критику в свой адрес российский лидер вряд ли хочет.

Иван Преображенский