Posted 11 сентября 2017,, 16:23

Published 11 сентября 2017,, 16:23

Modified 31 января, 16:45

Updated 31 января, 16:45

Трудный выбор европейцев

11 сентября 2017, 16:23
Чехия может встать в один ряд с Венгрией и Польшей, против которых власти в Брюсселе уже не раз пытались ввести санкции за отход от демократических принципов.

В Чехии в активную фазу входит предвыборная кампания. Уже 20—21 октября здесь пройдут выборы нижней палаты парламента, по итогам которых в стране точно сменится правительство. С учетом того, что в начале 2018 года чехам также предстоит определить, кто станет их следующим президентом, можно сказать, что уже в ближайшие месяцы в стране практически полностью может обновиться все высшее руководство, а значит, изменится как внутренняя политика Чехии, так и ее внешнеполитические установки.

Фаворитом предстоящих выборов выглядит миллиардер, лидер партии «Да» (Ano) Андрей Бабиш. Этнический словак, которого неоднократно обвиняли в том, что в коммунистической Чехословакии он сотрудничал со спецслужбами, Бабиш создал огромную бизнес-империю и является третьим по размерам личного состояния человеком в Чехии, распоряжаясь состоянием около 4 млрд евро. Кстати, как и бывший итальянский премьер Сильвио Берлускони, Бабиш также владеет медиа-холдингом — вторым по размерам в стране (после государственного).

На предыдущих выборах партия «Да» заняла второе место и в правящей коалиции стала младшим партнером Чешской социал-демократической партии. Однако к весне 2017 года союзники окончательно рассорились. На основании многочисленных обвинений в разнообразных мошенничествах с ценными бумагами и европейскими дотациями лидер социал-демократов, премьер-министр Богуслав Соботка потребовал изгнания Бабиша из правительства, где тот совмещал посты первого вице-премьера и министра финансов.

Ну, а на старте собственно официальной предвыборной кампании полиция возбудила против миллиардера расследование, на основании которого парламент постановил лишить лидера партии «Да» депутатской неприкосновенности. В России, заметим, такую ситуацию представить себе практически невозможно.

Теперь чешские СМИ и политические комментаторы гадают, сможет ли Андрей Бабиш, если его партия все же победит на выборах, стать премьер-министром. Есть (пусть и не очень большой) шанс, что к концу октября он окажется под арестом. Плакать по этому поводу кто-нибудь из чешских политиков вряд ли станет.

Кроме, может, действующего президента Милоша Земана, с которым Бабиш сумел договориться о подобии политического союза. Земан, кстати, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, из-за которых ему уже несколько раз приходилось появляться на публике в инвалидном кресле, намеревается баллотироваться на новый срок, и с 2018 года работать с лидером «Да», можно сказать, «плечом к плечу».

Судя по соцопросам, такие шансы у них есть. В начале сентября «Да» занимала первое место с 28%, ну, а Земан уже много месяцев подряд остается лидером, пользующимся наибольшим доверием со стороны чехов.

Что касается остальных политиков и партий, то можно сказать, что они пытаются заключить против Андрея Бабиша союз, с тем, чтоб не допустить его к единоличной власти. Оппоненты миллиардера говорят, что он пытается управлять маленькой Чехией (население около 10,5 млн человек, меньше чем в Москве) как собственной фирмой и также беззастенчиво извлекать из этого доход.

Особенно негативно настроены к Бабишу его нынешние партнеры по правящей коалиции: социал-демократы и христианские демократы. Достаточно сказать, что во время летнего правительственного кризиса они публично рассказывали, что миллиардер, которого выгоняли с поста министра финансов, во время переговоров не стесняясь крыл их матерной бранью.

Впрочем, стоит отметить, что у Бабиша все же есть потенциальные союзники. В первую очередь, это чешская Компартия, у которой рейтинги колеблются от 10% до 17%. С ней никто не входит в коалицию — об этом все крупные чешские партии договорились после развала коммунистической системы. Однако это не мешает коммунистам иногда поддерживать своими голосами других политиков, особенно если у тех есть, чем отблагодарить Компартию.

Другой вероятный союзник Бабиша — это национал-популисты. Например, лидер Партии свободы и прямой демократии Томио Окамура, политик чешско-японского происхождения.

Дело в том, что миграция и терроризм — темы, больше всего волнующие сегодня чехов. По данным последних вопросов, несмотря на то, что за прошедший год страна приняла всего лишь меньше двух десятков просителей политического убежища, а мусульмане в стране составляют менее одного процента населения, около 57% чехов не одобряют миграционную политику ЕС.

В итоге, почти все политические партии, кроме самых либеральных, выступают категорически против приезда в страну каких-либо мигрантов, а страх перед террористическим актом у жителей Праги выше, чем у жителей Парижа. Чехи не хотят поверить, что террористов не интересует их страна, и, вопреки логике и здравому смыслу боятся так, что миграция и терроризм стали одними из главных тем предстоящих выборов. И национал-популисты разных мастей этим умело пользуются.

В итоге, хотя большинство чехов предпочли бы, по данным соцопросов, чтобы правительство было однопартийным, скорее всего к концу года страной будет управлять коалиция из партии миллиардера Бабиша, евроскептиков и националистов.

Эта взрывоопасная смесь наверняка спровоцирует изменение чешской внешней политики. С таким правительством Чехия легко может встать в один ряд с Венгрией и Польшей, против которых Еврокомиссия периодически пытается вводить санкции за «отход от демократических принципов». Зато Россия явно сможет надеяться на улучшение отношений с Чехией, оказавшейся под управлением «прагматиков» Андрея Бабиша и Милоша Земана.

Иван Преображенский (Прага)