Posted 2 октября 2017,, 13:52

Published 2 октября 2017,, 13:52

Modified 31 января, 16:58

Updated 31 января, 16:58

«Каталония не хочет сравнений с Крымом»

2 октября 2017, 13:52
У официального Мадрида больше шансов на победу, потому что на его стороне весь истеблишмент Европы и мира, полагает бизнесмен из Барселоны Петр Андрушевич.

В Каталонии прошло голосование по вопросу признания независимости этой автономии от Испании. Сотни человек пострадали во время столкновений с полицией, пытавшейся взять под контроль избирательные участки. По данным каталонских властей, 90% участников референдума выступили за отделение от Испании. Мадрид, однако, не признал итоги голосования. О том, к каким последствиям приведет случившееся, корреспондент «Росбалта» попросил рассказать бизнесмена из Барселоны Петра Андрушевича.

— Один из сценариев развития событий в Каталонии — «цветная революция». Насколько это возможно?

— Это очень вероятно. Но это будет не такая «цветная революция», которую мы уже видели, а нечто новое. Говорят, что генералы всегда готовятся к предыдущей войне. Ждали кавалерию, а оказалось, что уже есть танки. Готовили танки, а оказалось, что уже придумали ракеты, которые их подбивают. Готовили ракеты, но в ход пошло космическое оружие. Так и здесь — это будет новая версия «цветной революции», где центральная и каталонские власти действуют в совершенно разных стилях. Мадрид делает все скрупулезно, педантично и по закону. А каталонские власти, где большинство — сепаратисты, пытаются воздействовать на эмоции народа, работают на телевизионную картинку и соцсети. Мадрид как будто обращается к судье, который решит все по закону. А каталонские сепаратисты — к чувствам людей, эмоциям и сантиментам. Это как поединок слона и кита.

— У кого больше шансов на успех — у каталонских властей или у Мадрида?

— На сегодняшний момент больше шансов у официального Мадрида. Потому что на его стороне весь истеблишмент Европы и мира. Например, Германия не может позволить, чтобы Бавария отделилась, и ей ничего за это не было. США не могут поступить так же в случае с Техасом. Поэтому на стороне Мадрида сила и поддержка. Но на стороне сепаратистов Барселоны — любовь народа, порыв людей на улицах города.

— Какие последствия референдума сегодня вероятны?

— Хотя результаты голосования не признаны официальными властями, а сам референдум запретил Конституционный суд королевства, они уже оглашены. И для каталонских властей являются действительными. Они утверждают, что 90% проголосовавших высказались за независимость Каталонии. При этом местные власти сами провели референдум силами волонтеров, сами посчитали голоса безо всякого международного контроля, и думают, что это дает им право действовать дальше.

Завтра в Каталонии начинается всеобщая забастовка. Ожидается, что она продлится один день, но возможно и ее продление. В рамках закона о референдуме местный парламент принял статью, что если будет народное волеизъявление, то в течение 48 часов возможно в одностороннем порядке объявить о независимости Каталонии. То есть уже сегодня, в понедельник, политики сделают официальное заявление. А завтра или в среду состоится заседание парламента Каталонии на фоне забастовки в Барселоне, на котором объявят об одностороннем отделении от Испании.

Что против этого может противопоставить Мадрид? Только силовые меры. Аресты, роспуск парламента, введение прямого управления из Мадрида и новые выборы. А после ждать, что окажется сильнее — полицейские силы или народный порыв.

— Важно еще, что скажут власти «большой Европы».

— Здесь многие проводят параллели с периодом, когда происходило отделение Литвы и Латвии от Советского Союза. За день до этого в Западной Европе говорили, что это внутреннее дело СССР. А после того, как все произошло, сказали: «Мы поздравляем народы с тем, что они обрели свободу».

— Если Каталония все же обретет независимость, каковы будут международные последствия? Ведь сегодня в мире много спорных территорий.

— Как говорит один мой приятель-каталонец, «я сколько угодно могу говорить, что я самый красивый , но это будет ерунда, пока кто-то еще этого не признает». Таким образом, Каталония может говорить сколько угодно, что она независимая, но если никто этого не признает, то все останется как в этом анекдоте. Сегодня премьер Испании заручился поддержкой всех самых могучих сил и государств мира, которые не признают независимость Каталонии. Поэтому международной поддержки у Каталонии или ноль или около ноля, и обретение реальной независимости маловероятно.

— Как вы считаете, Россия поддержит независимость Каталонии?

— Даже если бы Россия поддержала каталонцев, то это та поддержка, которую бы не приняли и которой бы не гордились местные власти. Здесь, в Барселоне, упоминается множество различных исторических прецедентов. Что угодно — дебаты в Квебеке, референдум в какой-то пустыне, отделение Косово. Все, кроме России и референдума в Крыму. Каталонских националистов в качестве прецедента (хотя это было бы для них спасительной соломинкой) не устраивает ни Россия, ни ситуация с Крымом. Не очень хорошая репутация у нашей поддержки, даже если бы она была.

А параллели с референдумом в Крыму прямо просятся — сомнительная организация, непрозрачный подсчет голосов, правила игры, которые меняются на ходу. Очень похожая история. Но от такого прецедента, как Крым, Каталония сторонится: «Спасибо, не надо, мы лучше с Косово в один ряд». Так сегодня обстоят дела.

Беседовала Антонида Пашинина