Posted 5 октября 2017,, 10:12

Published 5 октября 2017,, 10:12

Modified 30 марта, 21:57

Updated 30 марта, 21:57

Эрдоган пошел с козырей

5 октября 2017, 10:12
Президент Турции не стал ждать, пока Европейский Союз официально запрет двери для его страны, и сам помахал Брюсселю рукой.

Реджеп Тайип Эрдоган опередил канцлера ФРГ Ангелу Меркель, сообщившую в прошлом месяце, что ЕС в октябре обсудит вопрос приостановления или завершения переговоров о вступлении Турции в союз — на днях он заявил, что его страна больше не нуждается в членстве в этой организации. «Турция ничего не потеряет и продолжит идти своим путем», — сказал президент на открытии осенней сессии турецкого парламента. Вместе с тем он проинформировал, что Анкара не станет по собственной инициативе прекращать переговоры о вступлении в ЕС. Эрдоган убежден, что единственный путь для реализации Европой ее планов пролегает через равноправное членство Турции в союзе.

Турецкий лидер озвучил и свою разочарованность отсутствием поддержки его страны со стороны Европы и «попустительством» последней по отношению к терроризму.

Напомним, что против переговоров о вступлении Турции в ЕС выступили также Австрия и Франция. В частности, официальный представитель французского правительства заявил, что создавшаяся в Турции политическая ситуация не позволяет рассматривать вопрос ее присоединения к Евросоюзу.

Сложно сказать наверняка, расстроены ли Эрдоган и его команда нетерпимым отношением Европы к Турции — ведь это палка о двух концах. Но ЕС водила Турцию за нос в течение 50 лет, так что уход из европейского предбанника можно рассматривать как дело чести и национальной гордости. Правда, «честь» может обернуться для Турции торгово-экономическими проблемами и политическим давлением Запада, однако смягченным, если страна, за счет транзита российских и каспийских углеводородов, превратится, наконец, в газовый хаб.

При таком раскладе Анкара получит действенный рычаг давления на Европу и Запад в целом, чем вызовет у него прогрессирующее стремление свергнуть действующую турецкую власть, заменив ее на прозападную, чтобы и полностью контролировать страну, пытающуюся вести самостоятельную игру в глобальной политике.

Отметим, что громкому заявлению Эрдогана, которое на деле может оказаться всего лишь сотрясанием воздуха с целью припугнуть ЕС и внести раскол в его ряды (ведь далеко не все страны союза готовы отпустить Турцию в неконтролируемое плавание), предшествовала его встреча с президентом России Владимиром Путиным. Не исключено, что она придала турецкому президенту большую уверенность в своих силах, а речам — металла, поскольку наладившиеся отношения с Россией позволяют ему шантажировать Запад тесным сотрудничеством с Москвой, включая военно-политическое и энергетическое.

Кстати, во встрече Путина и Эрдогана, после их тет-а-тет, приняли участие начальники генштабов России и Турции, глава национальной разведки последней, а также высокопоставленные лица с обеих сторон, имеющие прямое отношение к сирийскому урегулированию. По крайней мере, по зонам деэскалации они договорились, что подтвердил и президент России.

Далее. Перспективная поставка Турции российских ЗРК С-400 (залог уже внесен) вызвала чуть ли не панику на Западе, равно как и некоторый консенсус Анкары и Москвы по Сирии. Кроме того, Эрдоган неоднократно озвучивал возможность вступления Турции в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Памятно также августовское заявление министра экономики Турции Нихайта Зейбекчи о начале переговоров по подписанию таможенного соглашения с Евразийским экономическим союзом, подразумевающим свободную торговлю между ЕАЭС и Турцией. По пояснению министра, «это приведет к новому уровню партнерства» между Анкарой и Москвой. Чем не политическая альтернатива Евросоюзу, если Турция, конечно, не лукавит, как это ей свойственно?

Об энергетике уже было сказано выше, здесь же обратим особое внимание на то, что, по словам Эрдогана, Турция стремится ускорить строительство у себя российскими специалистами атомной электростанции «Аккую» и газопровода «Турецкий поток».

Но если Эрдоган все же распрощался с ЕС (хотя полностью он это вряд ли это сделает, дабы на всякий случай не складывать все яйца в одну корзину, но при этом не стремиться вступить в Евросоюз), Турции придется с кем-то интегрироваться, то есть практически полностью менять свой внешнеполитический курс. С большой долей вероятности можно предположить, что внешняя политика Турции будет строиться с учетом российской платформы и удобных для Анкары исламских государств.

Таким образом, Турцию ждет новый и, вероятно, весьма амбиционный виток развития. Но что при этом выигрывает Евросоюз? Надо думать, «сердца» европейцев, настроенных антиисламски и, в частности, антитурецки; тех, кто шокирован навязыванием Европе мигрантами-мусульманами своих законов и уклада жизни.

А проигрывает ЕС в том, что теряет в лице Турции проводника собственных интересов на Ближнем Востоке. То есть, лишившись Турции как кандидата на вступление в Евросоюз, а значит, и «поводка» для этой страны, Европа ограничивает ареал своего влияния в ближневосточном регионе, и уступает его российско-турецкому тандему, который может, в перспективе, перерасти в «тройственный союз» за счет Ирана и расширяться дальше.

В общем, при таких настроениях в Европе Эрдоган, конечно, отлично понимал, что вступление в ЕС Турции не светит, и вообще оно обязывает к тому, чего нынешний турецкий режим удовлетворить европейцев не желает, а их нотации ему порядком надоели.

Так что после ряда провальных ходов — в частности, в отношениях с Россией, в сирийском вопросе и т. д., Эрдоган сделал правильный шаг: «гордо» отказался ломиться в двери Европы, но в то же время сохранил видимость готовности вести с ней переговоры — на всякий пожарный. Мягко говоря, привычка Эрдогана к блефу и проведению политики двойных или даже тройных стандартов, на сей раз себя оправдала.

А также порадовала Россию и ввергла Европу в некоторую растерянность. Пустячок? Вряд ли.

Ирина Джорбенадзе