Posted 1 ноября 2017,, 14:43

Published 1 ноября 2017,, 14:43

Modified 30 марта, 21:40

Updated 30 марта, 21:40

Ташкент опасается гнева Трампа

1 ноября 2017, 14:43
Чем спокойнее становится в Сирии, тем больше внимания к Средней Азии. Случайно ли, что последний теракт в Нью-Йорке осуществил выходец из Узбекистана?

Накануне на юго-западе Манхэттена в Нью-Йорке белый пикап выехал на велосипедную дорожку и проехал несколько улиц, сбивая на своем пути велосипедистов. Затем злоумышленник врезался в школьный автобус, после чего выскочил из машины, но был ранен полицейскими и задержан, а впоследствии госпитализирован.

Нападавшим, как выяснилось, был выходец из Узбекистана Сайфулло Саипов, проживающий в городе Тампа (штат Флорида). По данным американских СМИ, он оставил в кабине записку, в которой признавался, что на теракт его вдохновила деятельность запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство».

Ранее также сообщалось, что проехав по центру Манхэттена примерно 20 кварталов, террорист еще якобы успел выпрыгнуть из автомобиля с криками «Аллах акбар!» и открыть огонь из двух пистолетов по проходившим мимо людям. Однако впоследствии выяснилось, что стреляла все же только полиция. По предварительным данным, в результате погибли восемь человек, еще не менее 12 получили ранения, включая нескольких детей.

В СМИ уже высказываются предположения, что нападение могло быть связано с празднованием Хэллоуина, праздника, который многими исламскими религиозными ортодоксами считается «дьявольским». Теоретически также эта дата могла вызвать у Саипова обострение душевного состояния, если предположить, что он является психически ненормальным.

Впрочем, судя по публикациям в американских СМИ, манхэттенского террориста никто так не характеризует. По словам знакомых, он был вполне добродушным и веселым человеком. В связях с исламистами его, вроде бы, никто не замечал. В США он попал давно, около семи лет назад по программе розыгрыша иммиграционных виз.

Узбекистан, со своей стороны, также начал проверку личности Саипова. А президент страны Шавкат Мирзиеев обещал содействовать расследованию теракта в Нью-Йорке. В послании на имя президента США Дональда Трампа, которое было опубликовано на сайте МИД страны, он также принес американцам свои соболезнования и осудил любые формы терроризма.

Быстрая реакция узбекских властей понятна — связи с США для них очень важны, а первое, о чем заговорил в привычной для себя манере Трамп после теракта, это ужесточение визовой политики. Узбекистан явно оказался на пороге попадания в число стран, гражданам которых американский президент настойчиво пытается полностью запретить въезд в свою страну.

Стоит напомнить, что при предыдущем президенте Исламе Каримове Узбекистан получал серьезную американскую помощь (в первую очередь, военную) и считался многими консерваторами в США эдаким «форпостом против исламизации Центральной Азии». Способствовала этой репутации очень жесткая политика правоохранительных органов и спецслужб Узбекистана, которые и сегодня не устают выявлять тех, кого называют потенциальными исламскими террористами. Тот факт, что обычно так называли просто недостаточно лояльных или просто неприятных для властей граждан, смущал только правозащитников и некоторых европейских политических деятелей, но никак не американцев.

С приходом к власти Шавката Мирзиеева узбекские власти, надо заметить, стали активно «укреплять дружбу» с Россией. Причем — на взаимной основе, если судить по двусторонним визитам последнего времени или, например, по настойчивым попыткам выдать узбекским властям журналиста «Новой газеты» Али Феруза, как раз таки обвиняемого на родине в вербовке радикальных исламистов. Однако отношения с США продолжают оставаться для официального Ташкента принципиально важными.

В Узбекистане просто не готовы признать, что именно нынешняя политика властей в значительной мере и создает террористов, подобных Саипову. Политическая исламизация в регионе часто становится ответом ранее вполне лояльных граждан на незаконные методы, которые применяют узбекские правоохранительные органы. Ни в чем не виновные люди подвергаются пыткам и оказываются за решеткой, а потенциальные террористы уезжают в США и убивают там людей.

В принципе и без этого теракта ситуация в Средней Азии все большее привлекает международное внимание. В Ираке и Сирии террористы из «Исламского государства» терпят поражение, уже идут разговоры о прекращении Россией и США своих военных операций в этом регионе. Однако боевики побеждены, но не разгромлены. Никуда не делись тысячи хорошо подготовленных вполне реальных, а не выдуманных исламских террористов, которые теперь либо должны двигаться в какие-то новые точки напряженности, либо возвращаться домой. При этом многие из этих террористов выходцы из бывших советских среднеазиатских республик.

Выдержат ли эти государства их возвращение, если оно все же произойдет? Ведь правоохранительная система в этих странах зачастую коррумпирована, а в том же Узбекистане она более привыкла бороться с теми, кого террористом «назначат» сами спецслужбы. Так что если те же США всерьез озаботятся этими вопросами после манхэттенского теракта, то не исключено серьезное изменение их отношений с нынешними властями Узбекистана.

Иван Преображенский