Posted 8 ноября 2017,, 12:38

Published 8 ноября 2017,, 12:38

Modified 31 января, 17:25

Updated 31 января, 17:25

Российские «тролли» избрали президента США?

8 ноября 2017, 12:38
Алла Ярошинская
Американские конгрессмены и сенаторы, похоже, не сомневаются, что победу Трампу обеспечили в РФ.

Американский истэблишмент усиленно ищет ответ на извечный русский вопрос: кто виноват? В Конгрессе США проходят публичные слушания о вмешательстве России в прошлогоднюю президентскую избирательную кампанию. Речь в этом случае не идет о расследовании связей высокопоставленных лиц с властями России в интересах Дональда Трампа и против кандидата от демократов Хиллари Клинтон. Депутаты копают глубже — социальные сети Facebook, Twitter и Google подверглись тотальной проверке на предмет влияния россиян через них на конечный результат выборов.

Комитет по делам разведки Палаты представителей (The House Intelligence Committee) предоставил парламентариям и общественности большую выборку рекламных объявлений и страниц в этих социальных сетях, след от которых, по утверждениям членов комитета, ведет к российским компаниям с каналами оплаты в рублевой валюте, которые связаны с Кремлем. «Америка, у нас есть проблема», — приводит слова Джеки Спиер, демократа из Калифорнии, члена Комитета по делам разведки The New York Times (это напомнило мне ставшее крылатым выражение писателя Юрия Карякина «Россия, ты сошла с ума!», когда в 1994 году на выборах в Думу после расстрела парламента победила либерально-демократическая партия Владимира Жириновского). «В большинстве своем, — сказала Спиер, — только у нас есть самые яркие умы нашего технического сообщества, но Россия смогла вооружить ваши платформы (то есть социальные сети — А.Я.), чтобы разделить нас, обмануть нас и дискредитировать демократию».

Законодатели предъявили обществу десятки политических рекламных объявлений, оплаченных российскими агентами в Google, Facebook и Twitter в 2016 году. Самым ярким из них стала иллюстрация и послание избирателям от пользователя под ником Army of Jesys. В ней говорится: «Сегодня американцы могут избрать президента с моральными божьими принципами. Хиллари — это Сатана, и ее преступления и ложь такие, каким злом она есть сама. И несмотря на то, что Дональд Трамп не является святым ни в каком смысле, но он, по крайней мере, честный человек, и он глубоко болеет за свою страну. Моя любовь уходит к нему!» Под этим посланием — устрашающая картинка битвы (армрестлинга) между Сатаной и Иисусом, поперек которой написаны слова диалога. «Сатана: Если я стану победителем, это значит, что победит Клинтон. Иисус: Нет, я помогу, чтобы это не случилось». И призыв: «Жми „нравится“, чтобы помочь победить Иисусу». На самом деле впечатляет и, видимо, может влиять на слабые мозги.

Среди рекламных объявлений, обнародованных на слушаниях Комитетом по делам разведки, оказался и супергерой Берни Сандерса, еще одного кандидата от Демократической партии США, пропагандирующего защиту прав геев. Пользователей призывали разукрасить полуголого мужчину в цвета флага сообщества ЛГТБ.

Кроме подобной агрессивной антирекламы на страницах социальных сетей оказалась и прямая агитация за Дональда Трампа. Например, фото улыбающегося импозантного кандидата, уверенного в своей победе, с призывами «Сделаем снова Америку великой! Присоединяйся к митингам в поддержку Трампа во Флориде». Самыми активными оказались, по данным трех американских разведок, занимающихся этим расследованием (самое важное, видимо, дело), игроки под никами Blacktivists и Back the Badge. Они публиковали тексты, направленные на избирателей, обеспокоенных отношением полиции и местных сообществ, другие призывали укрепить границы, и эти записи были в поддержку Трампа, грозившего разобраться с иммигрантами, особенно мексиканскими и арабскими.

На слушания в Конгресс были приглашены руководители сетевых компаний Facebook, Twitter и Google, предполагалось, что показанный депутатами «разгул» в продвижении российских проплаченных интересов через эти компании получит их адекватную реакцию. Однако, как отмечает The New York Times, «законодатели обеих сторон выразили разочарование ответами, которые не оправдали ожиданий, и настаивали на том, чтобы компании, давно ставшие любимцами из-за использования передовых американских технологий, выполняли свою работу лучше».

«Должна сказать, — заключила свое выступление сенатор Диана Файнштейн, демократ из Калифорнии, — я не думаю, что вы из всего этого что-то поняли. Вчера вечером я вернулась домой в глубоком разочаровании. Я задала конкретные вопросы и получила неопределенные ответы». На что из «обвиняемых» компаний ответили, что их представители как раз и были хорошо подкованы, чтобы квалифицированно отвечать на все политические и юридические вопросы. Однако, отмечают обозреватели, выступления консультантов этих компаний на Капитолийском холме позволило их руководителям избежать громких критических замечаний.

«Я разочарован тем, что здесь вы, — обратился к консультантам компаний сенатор Ангус Кинг, независимый депутат от штата Мэн, — а не ваше руководство». Ему вторил сенатор Марк Уорнер из Вирджинии, «ведущий» демократ в Комитете по делам разведки: «У меня больше, чем разочарование из-за того, что многие из нас в этом комитете поднимают этот вопрос (о вмешательстве России в президентские выборы через социальные сети) с начала этого года, но наши претензии были, откровенно говоря, „сдуты“ руководством ваших компаний». И это правда — Facebook, Twitter и Google потребовались месяцы, чтобы со скрипом признать вмешательство России в президентскую гонку США через их сайты.

Похоже, за всех пришлось отдуваться главе компании Facebook Марку Цукербергу, который вне стен конгресса высказался в том духе, что «расстроен из-за того, что русские использовали наши инструменты, чтобы посеять недоверие». И пообещал: несмотря на то, что это повлияет негативно на прибыль кампании, она планирует удвоить количество рецензентов контента до 20000 и попытается добавить большую степень прозрачности в свою рекламную систему. Представители Facebook привели внушительную цифру: 150 млн пользователей главного сайта и Instagram (дочерней кампании) просмотрели рекламные предвыборные сообщения из России.

Представитель демократов Андре Карсон из штата Индиана сообщил, что под сообщениями пользователя под ником Being Patriotic отметилось 200 тысяч американских последователей. При этом его тексты натравливали афро-американцев на полицейских, цинично используя напряжение между этими группами в связи со столкновениями и жертвами с обеих сторон.

«Меня беспокоит то, — сказал на слушаниях демократ Андре Карлсон, — что такой диктатор, как Владимир Путин, злоупотреблял недостатками на наших платформах в социальных сетях, чтобы внедрить худший вид политики идентичности в решении о голосовании не менее 100 миллионов американцев». Правда, никаких доказательств причастности самого президента России он так и не привел. Видимо, это само собой разумеется.

В общем, вывод один: виноваты в победе Трампа Россия и лично Владимир Путин. Выходит, судя по лавине публикаций в американской печати и запальчивому обсуждению темы на всех каналах ТВ, Россия таки да, выбрала для Америки президента. Видимо, многим удобно такое объяснение для них непостижимого — как этот «ужасный» и «несистемный» Трамп мог победить в США?

А на самом деле посылки для ответа и сам ответ изначально неверны. Ведь Трамп, как известно, не победил по голосам, а его опередила Хиллари. Она обошла соперника на два миллиона. Два! А вот, однако, оказывается, что десяток российских проплаченых троллей виноваты в том, что президентом стал Трамп. Может быть, пора законодателям в зеркало посмотреть? Ведь на самом деле — еще раз — победила Клинтон. А президентом на законных, замечу, основаниях, стал Трамп. Кто в этом виноват? Отнюдь не Москва и не десяток троллей, пусть и постивших за деньги циничные глупости. Вся проблема, как мне представляется, в архаичном, времен Очакова и покоренья Крыма, американском законе о выборах президента. Он позволяет проигравшего назвать победителем и благословить его на «царство» в Белый дом.

Замечу, это не первый случай такого конфуза — так было и при Джордже Буше-младшем, когда выиграл на самом деле по количеству голосов «зеленый» демократ Альберт Гор, но победителем стал его соперник. В этом — главная проблема американской избирательной системы, которая требует перемен. И в этом ответ на второй русский вопрос: что делать? Менять закон, тогда не надо будет искать виноватых. Прямые выборы президента — в этом залог их демократичности. Но если, несмотря на многие попытки некоторых американских законодателей в течение десятилетий изменить его, конгресс оставляет все, как есть, значит, это кому-то нужно.

Алла Ярошинская, Вашингтон