Posted 30 ноября 2017,, 11:47

Published 30 ноября 2017,, 11:47

Modified 31 января, 17:40

Updated 31 января, 17:40

«Мы никогда не сможем восстановить отношения с Россией…»

30 ноября 2017, 11:47
Госсекретарь США Тиллерсон поставил РФ и Китай в один ряд с исламистским терроризмом и рассказал о Европейской инициативе сдерживания.

В Вашингтоне в Международном научном центре имени Вудро Вильсона с программной речью выступил госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Зал не вместил всех желающих послушать его. Тема выступления: «США и Европа: усиливая западные альянсы». Время для этой пятидесятиминутной речи было выбрано неслучайно. Недавно завершил свой визит в Старый свет президент Дональд Трамп, а на следующей неделе туда собирается сам Тиллерсон. Похоже, Соединенные Штаты определились с задачами и приоритетами во внешней политике на обозримое будущее. Вот короткие тезисы.

Об отношениях США со странами Европы

«Наши обязательства по безопасности перед европейскими союзниками являются железными. (…) За последние десять месяцев мы приступили к новым стратегическим сдвигам в политике, которые укрепляют европейскую и американскую безопасность, а именно — подтверждение союза с Европой после неудавшейся «перезагрузки России»; новые усилия по адаптации институтов безопасности для борьбы с новыми угрозами, такими как терроризм, кибератаки и ядерное распространение; ожидание того, что европейские нации поймут, что они в большей безопасности, когда сами больше способствуют своей собственной защите».

НАТО — два процента

«Президент Трамп сказал в Варшаве, и я цитирую: «Мы должны помнить, что наша защита — это не просто обязательства по финансированию, это обязательства по свободе». Наши расходы в некотором смысле являются отражением того, как мы стремимся защищать мир и свободу. Мы еще раз призываем европейских партнеров, которые еще этого не сделали, достичь 2% от ВВП, необходимых для расходов на оборону. В этом году Албания, Хорватия, Франция, Венгрия и Румыния вновь взяли курс на достижение двухпроцентного контрольного показателя. Эти страны знают, что они должны инвестировать в безопасность, чтобы сохранить свободу».

«Каждый член НАТО ранее согласился с Уэльскими договоренностями в отношении инвестиций в оборону. Пришло время каждому из нас соблюдать это соглашение. Мы также призываем к большей интеграции в области безопасности, при условии, что отношения эффективны и служат общим интересам».

«Эти обязательства необходимы, потому что наша свобода и безопасность поставлены на карту. Соединенные Штаты и все народы Европы, особенно те, кто когда-то жил под тяжестью коммунистических диктатур, ценят наши свободы… Если мы не будем нести ответственность, у нас не будет суверенитета; и если у нас нет суверенитета, у нас не будет свободы».

О России как главной угрозе

«Россия продолжает свое агрессивное поведение по отношению к другим региональным соседям, вмешиваясь в избирательные процессы и продвигая недемократические идеалы. Мы вместе с нашими друзьями в Европе признаем активную угрозу, исходящую от недавно начавшей возрождаться России».

«Учитывая сентябрьские военные учения России «Запад» в районе границы балтийских стран, наша способность отвечать на нападение вместе с нашими союзниками сегодня важнее, чем когда-либо».

«Россия часто применяла вредоносную тактику против США и Европы, чтобы развалить наши отношения, ослабить наше доверие друг к другу и подорвать достигнутые нами политические и экономические успехи с момента окончания «холодной войны». Игра в политику с поставками энергии, запуск кибератак и кампании дезинформации, чтобы подорвать свободные выборы, и последовательные преследования и запугивания дипломатов — все это не является поведением ответственной нации».

«Россия может продолжать изолировать (…) себя за счет попыток сеять раздор за рубежом и препятствовать свободе у себя дома, или она может стать силой, которая будет способствовать свободе россиян и стабильности в Евразии. Нападение на соседнюю страну и угроза другим (странам) не улучшит жизнь россиян и не укрепит положение России в мире».

«При этом и Соединенные Штаты, и страны Европы едины в оценке имеющейся угрозы. Одним из подтверждений этого единства может служить то обстоятельство, что в этом году администрация США запросила на реализацию различных проектов в рамках Европейской инициативы сдерживания на 1,4 миллиарда долларов больше, чем в 2016-м». А всего различные мероприятия, «направленные на сдерживание России», обойдутся в 4,8 миллиарда».

«Европейская инициатива сдерживания упрощает процесс тренировок и военных учений с нашими европейскими союзниками для лучшей интеграции наших военных возможностей и поддержания обороны в Европе. Это поможет поддержать возможности нашей армии, военно-морского флота, военно-воздушных сил для их эффективного развертывания и поддержки совместных учений НАТО».

Про Украину и Россию

«Европейская инициатива сдерживания также включает 150 миллионов долларов помощи Украине, которые будут использованы для усиления защиты ее территориальной целостности. Соединенные Штаты признают, что война на Украине, в которой люди умирают каждый день, должна закончиться. Мы постоянно напоминаем России о необходимости начать путь к миру, выполняя свои обязательства по Минским соглашениям. Любое разрешение конфликта, которое не влечет за собой полностью независимую, суверенную и территориально целостную Украину — неприемлемо. Но Россия предпочла нарушить суверенитет крупнейшей страны в Европе».

«Соединенные Штаты и Европа встали плечом к плечу с 2014 года в противостоянии этой российской агрессии — с согласованной политикой санкций. Наше трансатлантическое единство заключается в том, чтобы донести до правительства России, что мы не будем поддерживать это грубое нарушение международных норм. Мы надеемся, что Россия предпримет шаги по восстановлению полного суверенитета и территориальной целостности Украины и полностью выполнит свои обязательства в Минске, что позволит нам начать процесс восстановления нормальных отношений. Но позвольте мне сказать совершенно ясно: санкции, связанные с Минском, останутся до тех пор, пока Россия не отменит те действия, которые их вызвали».

«Мы никогда не сможем восстановить отношения (с Россией), пока не решим проблему с Украиной».

О проблемах энергетики

«Кризис на Украине также дал понимание, как энергоресурсы можно использовать в качестве политического оружия. Укрепление европейской энергетической безопасности путем обеспечения доступных, надежных, разнообразных и безопасных поставок энергии имеет основополагающее значение для целей национальной безопасности. Соединенные Штаты либерализуют правила, регулирующие экспорт сжиженного природного газа и сырой нефти, производимых в США. Мы стремимся работать с европейскими союзниками, чтобы обеспечить развитие необходимой инфраструктуры, такой как импортные терминалы и соединительные трубопроводы для содействия разнообразию поставок в Европу».

»…Соединенные Штаты предоставят техническую поддержку хорватскому проекту по острову Крк. Соединенные Штаты будут продолжать поддерживать европейские инфраструктурные проекты, такие как станции по перевалке СПГ в Польше и трубопровод Interconnector Greece Bulgaria… Мы продолжаем рассматривать развитие трубопроводов, таких как Nord Stream 2 и многострочный Turk Stream, как неразумные, поскольку они только повышают доминирование на рынке у одного поставщика в Европу».

О Балканах

«Для жителей балканских стран мы говорим: откажитесь от старой вражды, так, чтобы мир стал постоянным. У вас есть шанс взять новый курс в истории. Кровные линии больше не должны быть линиями войны. (…) Соединенные Штаты и весь мир хотят увидеть новое поколение сербов, хорватов, албанцев, боснийцев, косоваров и других, которые простят друг другу прошлое, даже если они не смогут его забыть».

В своем послании миру Тиллерсон также парой фраз обозначил позиции США по отношению к Сирии, Ирану, Турции, Афганистану, Северной Корее, а также «Брекситу».

Но самая изюминка встречи оказалась в ее конце. Отвечая на один из вопросов, госсекретарь сказал буквально: «Вы можете выбрать любую из угроз, о которых я говорил (в выступлении), и вы найдете точки связи между каждой из них в той или иной форме или тем или иным способом — будь то участие России, участие Китая, участие Ирана, участие исламистского терроризма». Видимо, получилась оговорка по Фрейду — Китай и Россия уже на одной доске с международным терроризмом. Что касается России, то подобное уже не раз проскальзывало. А вот для Китая это наверняка новость.

Алла Ярошинская, Вашингтон