Posted 13 декабря 2017,, 10:30

Published 13 декабря 2017,, 10:30

Modified 31 января, 17:49

Updated 31 января, 17:49

Говорите «правильно»: не кислород, а кисень

13 декабря 2017, 10:30
Выводы Венецианской комиссии о законе Украины об образовании в Киеве расценили как победу, не обещая преподавания спецпредметов на русском языке.

Опубликованы выводы Венецианской комиссии относительно закона об образовании. Напомним, с критикой нормы, которая исключает возможность обучения на языке национальных меньшинств начиная с пятого класса, выступили, в частности, Венгрия, Румыния, Греция, Болгария, а также Россия. Будапешт даже пригрозил блокировать «европейские устремления» Украины, после чего Киев обратился в Венецианскую комиссию с просьбой их «рассудить».

Наверное, можно сказать, что Венецианская комиссия Венгрию не поддержала, в то же время международные эксперты рекомендовали Украине продлить переходный период для имплементации наиболее спорной 7-й статьи о языке обучения и исключить двусмысленности и разночтения в документе. Отдельно обращено внимание на положения закона, открывающие возможности дискриминации в отношении русского языка.

Многие российские СМИ даже высказались в том смысле, что закон «забраковали», а официальный представитель МИД Мария Захарова заявила, что Россия поддерживает оценки комиссии по украинскому закону об образовании. «Поддерживаем вышеизложенные оценки Венецианской комиссии. Практическая реализация упомянутого закона будет означать неприкрытую дискриминацию миллионов русскоязычных граждан Украины», — цитирует Захарову ТАСС.

В принципе, об этом же, слегка «подсластив пилюлю», говорят и еврочиновники, но в более мягкой форме. «Действительно, Венецианская комиссия признает, что продвижение государственного языка должно быть качественным, когда речь идет о правах нацменьшинств и необходимости интеграции. Это оправданная цель. В то же время, в документе говорится, что это не может нарушать уже существующие права меньшинств. Очень важно, чтобы баланс сохранился», — заявила журналистам Майя Косьянчич, пресс-секретарь внешнеполитической службы Евросоюза.

В Брюсселе, по ее словам, также считают, что Украине следует полностью выполнить все рекомендации, продлить переходный период вступления закона в силу, а также провести консультации с нацменьшинствами. Что касается улучшения качества преподавания украинского, в Еврокомиссии готовы с этим помочь. В этом вопросе Брюссель как столица союза, где есть 24 официальных языка, имеет большой опыт.

Напомним, что больше всего критикуют упоминавшуюся 7-ю статью нового закона, и «эта критика в значительной степени оправдана», говорится в заявлении Веницианской комиссии. Она устанавливает однозначное повышение роли государственного языка и уменьшение роли языков меньшинств в средней школе, а также оставляет возможности для «неконтролируемой гибкости». Если языки нацменьшинств будут преподаваться лишь как отдельный предмет, без возможности изучать на них другие дисциплины, то это явно было бы непропорциональным вмешательством в существующие права меньшинств.

Правда, один из параграфов закона предусматривает преподавание других предметов на официальных языках ЕС, что может быть приемлемым вариантом (при наличии официальных гарантий) для этнических венгров, поляков, румын, болгар и греков. Однако для русского как наиболее широко используемого в Украине языка после государственного, как и других «неевропейских», такой «поблажки» закон не предусматривает. Эксперты Венецианской комиссии обращают внимание на то, что такое отношение к этим языкам сложно оправдать, и поэтому возникает вопрос о дискриминации. С учетом этих соображений, ставится вопрос о поправках, а также о принятии сбалансированного закона о среднем образовании, который поможет устранить недостатки «рамочного» документа.

Сложно сказать, как воспримет эти советы команда Порошенко, но поводы задуматься у нее есть. Ведь легкое раздражение союзников от украинских реформаторских инициатив (имеется в виду не только образовательный закон) в последнее время превратилось в откровенные угрозы прекращения поддержки со стороны некоторых стран. Уже посылались сигналы из МВФ и США о возможном приостановлении кредитования и финансовой помощи.

Накануне глава представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли напомнил, что с 1 декабря прошлого года Украина должна была выполнить 86 обязательств в проведении реформ, однако пока из них «зачтены» только 10. Еврокомиссар Йоханнес Хан ранее заявил, что говорить о членстве Украины в Евросоюзе в ближайшие годы нереалистично, и что Киев должен сконцентрироваться на имплементации соглашения об ассоциации с ЕС. А потому многие эксперты считают, что принятием дискриминационного закона об образовании и недавним отказом Верховной рады снять мораторий на торговлю сельхозземлями Украина еще больше осложнила свою евроинтеграцию.

Но, судя по реакции украинского министра иностранных дел Павла Климкина, сдаваться без боя Киев не намерен. «Если у наших европейских друзей проявления такого „старшебратского“ отношения к Украине являются спорадическими и объясняются, скорее всего, инерцией мышления и внутриполитическими факторами, то в России „старшебратство“ является параноидальным и крайне агрессивным. Россия не может смириться с потерей своей главной колонии», — цитирует Климкина «Европейская Правда».

Министр не ставит под сомнение необходимость обеспечить культурно-образовательные права русского меньшинства, но только если это касается его национальной идентификации и только в местах его компактного проживания. «Считаю, что это может быть сделано без изменения закона путем введения такого количества уроков русского языка и литературы, которое бы удовлетворяло потребности общин и согласовывалось с необходимостью полноценного овладения государственным украинским языком», — сказал он. Так что «химию и прочую физику с математикой» русскоязычным по-прежнему предлагают осваивать на мове. А значит, не «кислород», а «кисень», и не «треугольник», а «трикутник».

Валентин Корж, Днепр, Украина