Posted 9 января 2018,, 07:45

Published 9 января 2018,, 07:45

Modified 30 марта, 21:05

Updated 30 марта, 21:05

Кодекс раздора

9 января 2018, 07:45
С 1 января вступили в силу единые таможенные правила ЕАЭС, в связи с чем эксперты ждут возникновения различных проблем. Особенно много об этом говорят в Минске, боящемся диктата Москвы.

ТК — это более 500 статей объемом порядка 1200 страниц, содержащих около 300 отсылочных норм. Кодекс регламентирует полномочия участников таможенных операций, таможенный процесс, декларирование, методы определения стоимости товаров, виды платежей, таможенных процедур, полномочия и взаимодействие таможенных органов, использование информационных систем и ресурсов. В документе закрепляются также правила перемещения товаров физлицами, в том числе приобретенных в зарубежных интернет-магазинах.

Ключевой момент — перевод всех таможенных процедур в электронный формат, а также электронное декларирование. Становится возможным совершать большинство операций через интернет, взаимодействуя с информационной системой таможенного органа. Бизнесменам не понадобится представлять таможенникам документы, на основании которых была заполнена электронная декларация. В ряде случаев решения о регистрации декларации на товары, сама регистрация, а также решение о пропуске товаров будут приниматься информационными системами автоматически, без участия таможенного инспектора. Срок пропуска товаров составит четыре часа после регистрации таможенной декларации.

Также реализуется принцип «единого окна»: документы для таможенных операций при их регистрации будут подаваться один раз — в информационную систему таможни одного из государств. Далее, в другой стране, достаточно просто сослаться на них в таможенной декларации.

Новый кодекс максимально перенес таможенный контроль на этап после выпуска товаров, а также дает возможность использовать ряд отсрочек по уплате таможенных платежей. Наконец, теперь заметно улучшилось положение участников рынка — уполномоченных экономических операторов, а новые специальные упрощения сделали этот статус более привлекательным. В новом ТК до минимума сокращены основания для отказа в пропуске товаров. В случае нарушений, не влекущих административную ответственность (например, если неточно заполнены разделы таможенной декларации), предусмотрена их корректировка, но не отказ.

А вот нормы беспошлинного ввоза в Кодексе не прописаны. Их установление оставлено в компетенции Евразийской экономической комиссии. Проект соответствующего решения уже в целом согласован и направлен сторонам на подписание. В нем заложены максимальные нормы беспошлинного ввоза для всех стран, но при этом указано, что они могут быть уменьшены для себя каждым членом ЕАЭС. Пока же вопрос беспошлинного ввоза будет регулироваться действующим законодательством.

Белорусы видят проблемы

В Белоруссии критики ТК ЕАЭС указывают на то, что под маркой Евразийского союза Россия создает «мини-СССР» — с единым центром и бесправными национальными правительствами. А белорусские бизнесмены пока убеждены, что работать им станет сложнее, по крайней мере, пока по Таможенному кодексу не будет наработана достаточная правоприменительная практика.

Эксперт убежден, что Белоруссии придется менять свою внешнеторговую политику, так как теперь Россия сможет вмешиваться в торговые операции между странами ЕАЭС, контролируя транзитные потоки товаров. Попытки такого контроля уже имели место в 2017-м: это публично высказанное желание России поставить под контроль экспортные поставки белорусских калийных удобрений и требование Владимира Путина перенаправить транзит белорусских нефтепродуктов из портов Литвы и Латвии на терминалы в Ленинградской области. «Получается так, что теперь решения о том, как торговать белорусскому бизнесу, будут приниматься в Москве — в ЕЭК и в правительстве России. Единственное, что остается — с коллегами из других стран Союза создать межнациональную структуру, которая будет заниматься анализом действий внутри ЕАЭС и адекватно реагировать на новшества, — говорит Змитрович. — Если этого не сделать, то национальные бизнес-союзы не справятся с тем объемом нормативных документов, который будет готовить ЕЭК».

В прошедшем году в Москве не раз заявляли, что с начала 2018-го планируют установить на границе с Белоруссией таможенные и пограничные посты. Якобы для противодействия ввозу «санкционки», а по сути — чтобы взять под тотальный контроль поставку товаров из Евросоюза. При этом, в условиях снижения торговли в ЕАЭС в период кризиса 2014—2015 годов, Белоруссия стала намного активнее торговать со странами Запада: правительству была поставлена задача диверсифицировать торговые потоки и компенсировать потери на постсоветском пространстве. Так что теперь в Европе ведущие торговые партнеры Минска — это Германия, Польша, Нидерланды, Италия и Литва. При этом роль Германии особенно велика — это основной источник белорусского импорта (уступает только России). Захочет ли при таком раскладе официальный Минск дотошно выполнять нормы Таможенного кодекса в ущерб торговле с Западом — большой вопрос.

Денис Лавникевич