Posted 19 января 2018,, 11:45

Published 19 января 2018,, 11:45

Modified 31 января, 18:11

Updated 31 января, 18:11

Москва и Ленинград — главные ядерные цели

19 января 2018, 11:45
Стало известно, какие города, военные базы, заводы и научные центры в СССР, Европе и Азии собиралась в прошлом веке стереть с лица земли атомными бомбами армия США.

Некоторое время назад американский Архив национальной безопасности впервые опубликовал рассекреченные официальные документы США, касающиеся ядерного нацеливания после Второй мировой войны — на СССР и страны так называемого социалистического блока. До этого в печати появлялись об этом отрывочные сведения, но всегда были сомнения в их подлинности. Тем страшнее сейчас выглядит тот мир, в котором мы жили, ни о чем подобном не подозревая. Детали планов испепеления противника при плотном приближении к ним оказались воистину чудовищными.

Как отмечается в пояснительной к документам статье, речь идет об отчете от 1956 года под названием «Исследование требований к атомному оружию» (Atomic Weapons Requirements Study) Стратегического авиационного командования (Strategic Air Command). Архив предоставляет наиболее полный и подробный список ядерных целей и целевых систем, который когда-либо был обнародован. Можно говорить о том, что ни один сопоставимый с этими материалами документ времен «холодной войны» никогда ранее не рассекречивался.

По словам авторов исследования, целевые приоритеты и тактика ядерной бомбардировки могли бы подвергнуть гражданских лиц и даже «дружественные силы и людей» воздействию высоких уровней смертельных радиоактивных осадков. Указывается, что был разработан план «систематического уничтожения» городских и промышленных объектов советского блока, по которому под специальным ядерным прицелом оказалось население в городах, включая Москву, Ленинград, Пекин, Восточный Берлин и Варшаву.

Отчет состоит более чем из 800 страниц и включает в себя списки, где в качестве ядерных целей были обозначены более 1100 аэродромов в СССР и советском блоке, причем с приоритетными номерами — по важности. Учитывая советские военные мощности в качестве наивысшего приоритета для ядерного нацеливания и удара (это было до эпохи МБР), приоритетами номер один и два были названы аэродромы Быхов и Орша, расположенные в Белоруссии. На них были развернуты бомбардировщики среднего класса Ту-16 («Барсук» по классификации НАТО), представлявшие угрозу союзникам Альянса и силам США в Западной Европе.

В топ-20 аэродромов-целей на территории Белоруссии входили также Барановичи, Бобруйск, Минск (Мачулищи, что в 20 км) и Гомель (Прибытки). Семь из 20 самых мощных располагались на Украине — Прилуки, Полтава, Житомир (Скоморохи), Стрый, Мелитополь, Хорол. Шесть таких целей находились в России — Починок (Шаталово), что в Смоленской области, Сеща в Брянской, Остров в Московской, Сольцы в Новгородской области, Спасск Дальний и Воздвиженка, что в Приморском крае. И один аэродром в Эстонии возле Тарту (номер 13 в приоритетном ударе).

Второй список указывал на цели в городских и промышленных районах, обозначенные для «систематического уничтожения». В него входили более 1200 городов из советского блока — от Восточной Германии до Китая — также с установленными приоритетами. Москва и Ленинград шли вне конкуренции как мишени номер один и два соответственно. Столица включала 179 обозначенных наземных эпицентров ядерного удара, Ленинград — 145, в том числе «население».

Согласно исследованию, в Московской области размещалось 12 авиабаз. Но ни одна из них не была обозначена среди 400 приоритетных в списке, поэтому они не могли быть атакованы немедленно. Однако у Москвы были другие потенциально более важные цели: семь районов ВВС со складами, командный пункт ВВС, один государственный командный пункт (предположительно, Кремль и окрестности), четыре объекта НИОКР, включая производство, пять исследовательских центров по атомной энергии, два завода по производству жидкого топлива и 16 его хранилищ, включая нефтеперерабатывающие производства, и т. д. Кроме того, в Москве было множество других целей — штаб армии, военные склады, а также исследовательские центры для ведения биологической войны, которые, вероятно, считались весомыми для атаки на них в начале ядерной войны.

В Ленинграде и его пригородах кандидатами на первые ядерные атаки были 12 авиабаз, а также два центра исследований в области атомной энергетики, два ракетных центра, три хранилища жидкого топлива, командный пункт и четыре склада ВВС.

Обозначенные в обоих городах командные пункты советских ВВС предполагалось разрушить термоядерным оружием.

Как видно из документов, Восточная Германия была местом крупных советских авиабаз, а сам Восточный Берлин стал мишенью для «систематического уничтожения». В списке аэродромов обнаружены и те, на которых размещалось советское вооружение (среди 200 приоритетных). Причем некоторые — совсем недалеко от Берлина. Среди них были Бризен, Гросс Дольн (Темплин), Ораниенбург, Вернойхен. Например, Ораниенбург, который был тогда базой для бомбардировщиков Ил-28, находится всего в 22-34 км к северу от Берлина. Гросс Дольн, первоначально являвшийся базой для бомбардировщиков Ил-28, а затем и для советских истребителей, в 66 км — тоже к северу. Вернойхен, база для перехватчиков, истребителей и бомбардировщиков, в 33 км на северо-восток от Берлина. Предположительно, эти базы атаковались бы термоядерным оружием.

Кроме того, Восточный Берлин занимал приоритетное 61-е место в списке промышленных городов, предназначенных для «систематического уничтожения». Из исследования видно, что Стратегическим командованием США в Восточном Берлине и его пригородах была определена 91 цель. Мишенями стал широкий спектр отраслей и инфраструктурных объектов, включая электро-, железнодорожные, а также радио- и телевизионные станции, места хранения жидкого топлива, заводы. В список для испепеления включено в качестве цели «население».

Нетрудно представить, что осталось бы от Восточного Берлина после атомной бомбардировки, не говоря уже о миллионах его жителей. Учитывая, что город после Второй мировой состоял из нескольких зон, включая американскую (Западный Берлин), можно сделать вывод, что «дружественная атака» имела бы катастрофические последствия для всего города и далеко за его пределами. Разумеется, свой контингент в западной части «союзники» вывели бы из-под удара. Но, видимо, лишь в ситуации их запланированной атомной атаки.

Среди мишеней были также и некоторые другие восточноевропейские страны, входившие в Организацию Варшавского договора. Например, согласно списку, аэродромы Бржег и Модлин, расположенные недалеко от Варшавы, числились под номерами 31 и 80 соответственно. Аэродром Токол, что недалеко от Будапешта, был тоже вероятной целью.

Досталось бы в случае ядерной атаки на СССР и «красному» Китаю. Стратегическое авиационное командование США рассматривало его как часть советского блока, сделав своими мишенями все его аэродромы, города, включая столицу. В списке целей для «систематического уничтожения» Пекин находился в топ-20 под номером 13. В список вошли два командных центра ВВС Китая и две зоны их складов. Для бомбардировок в Пекине и его пригородном районе Фэнтай были определены различные инфраструктурные объекты, включая и такую цель как «население».

Согласно отчету, силы американского Стратегического авиационного командования должны были бы поразить цели ВВС советского блока бомбами с мощностью в диапазоне от 1,7 до 9 мегатонн. Их взрыв на уровне грунта, как и планировалось, привел бы к значительным радиоактивным выпадениям, поражающим, в том числе, и население. США также хотели использовать оружие в 60 мегатонн, которое, по мнению военных, было необходимо не только для сдерживания, но также оно принесло бы «значительные результаты» в случае советской внезапной атаки. Одна мегатонна в 70 раз превышала взрывную мощность бомбы, уничтожившей Хиросиму.

Интересно, что, как указывается в документах, в отношении ядерных целей на территории СССР и восточноевропейских стран должна была действовать некая «гуманная» избирательность. На города Советского Союза, а также китайского Пекина должны были падать термоядерные бомбы большей разрушительной мощности, чем атомные бомбы на сателлитов СССР. Исключением в Восточной Европе стали бы только военные аэродромы — их тоже предписывалось выжигать термоядерным оружием.

Нет сомнения в том, что и в Москве существовал подобный план ядерных бомбардировок США и их союзников. Впрочем, такие обоюдные планы есть и сейчас. Только тогда в атомном противостоянии участвовали две страны. Сегодня ядерное оружие перестало быть чем-то уникальным, им владеют уже, по крайней мере, десять стран, и еще около сорока имеют потенциальные технические возможности сделать его. (Например, по оценкам экспертов, Японии понадобилось бы всего несколько месяцев, чтобы заполучить свою бомбу.) Сегодня риск ядерной войны, в том числе и случайной, в разы повысил шансы человечества на взаимную аннигиляцию. Процесс свободного падения в ядерную пропасть ускоряется на глазах.

Алла Ярошинская