Posted 31 января 2018,, 07:15

Published 31 января 2018,, 07:15

Modified 30 марта, 20:52

Updated 30 марта, 20:52

Белорусам разрешили еще немного «потунеядствовать»

31 января 2018, 07:15
Новая версия скандального декрета от Лукашенко «О содействии занятости» должна снять напряжение в обществе. Однако не факт, что это произойдет.

Поначалу эту «бумажку» в обществе всерьез не воспринимали, но в декабре 2016-го налоговые инспекции разослали около 470 тысяч извещений о необходимости заплатить «налог на тунеядство». Причем порой приходили они умершим, служащим в армии, матерям с малолетними детьми. Но главное — под удар попали люди, страдающие из-за скрытой безработицы. Это проблема, прежде всего, белорусской провинции, в которой множество небольших госпредприятий убыточны и почти ничего не платят. Но и работников они не увольняют — за это директоров жестоко наказывают.

Так, декрет № 3, по сути, ввел налог на безработных. Это вызвало бурю протестов, сотрясших страну в феврале—марте 2017-го. Гражданское неповиновение обычно законопослушных белорусов выразилось и в том, что заплатили требуемое лишь 54 тысячи человек — примерно каждый девятый, остальные пошли на улицы. Впервые за четверть века протесты охватили не только Минск, но и провинциальные города, что стало неожиданностью как для власти, так и для оппозиции.

Руководство страны оказалось не готово к такому развитию событий, и 9 марта действие декрета было приостановлено. Лукашенко заявил, что в течение года с неработающих просто не будут взимать сбор, а уже заплатившим деньги вернут. Одновременно он поручил чиновникам до 1 мая… трудоустроить всех безработных. Конечно, этого не произошло, но о выполнении приказа отчитались — парадокс белорусских реалий. Тогда же началась работа по кардинальной переработке документа, результатом которой стало появление декрета уже под № 1, который был подписан президентом 25 января.

На первый взгляд, новый документ полностью противоположен по смыслу старому. Из него полностью убрали нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора «на финансирование госрасходов», теперь в нем декларируется содействие в трудоустройстве и оплата неработающими гражданами 100% «государственных социальных услуг», включая медицину и образование. Именно второе положение потенциально может вновь взорвать общество. Видимо, чтобы подстраховаться, власти введение в силу декрета № 1 отложили почти на год — до 1 января 2019-го.

Новый механизм и новые вопросы

Вся нагрузка по исполнению декрета возлагается на местные органы власти: исполкомы должны создать постоянные комиссии, в состав которых войдут депутаты всех уровней, чиновники, а также представители общественных объединений. Комиссии должны решать две задачи. Первая — содействие гражданам в трудоустройстве или получении новой специальности, в создании своего бизнеса. По сути, на исполкомы перекладывается работа местных служб занятости.

Вторая задача — составление списков граждан, которые могут, но не хотят работать. Такие лица должны будут оплачивать субсидируемые государством социальные услуги по их полной стоимости. Уже известно, что неработающие граждане лишатся субсидий по оплате коммунальных услуг, будут на 100% оплачивать медицину и образование. А это намного большие суммы, чем вызвавший год назад гнев населения «сбор на финансирование госрасходов». Правда, комиссии будут еще решать, действительно ли гражданин просто не хочет трудиться (ведет асоциальный образ жизни), или имеет место тяжелая жизненная ситуация, и работать он просто не может. Такого человека могут освободить от оплаты.

Но прежде предстоит поработать правительству: оно должно принять ряд постановлений, которыми будут определены порядок отнесения трудоспособных граждан к незанятым в экономике, перечень социальных услуг, оказываемых им по полной стоимости. Отдельная забота Совмина — экономическое развитие проблемных территорий, депрессивных регионов, в которых не хватает действующих производств, а значит и рабочих мест. Развивать их планируется через поддержку местного малого и среднего бизнеса.

Однако положения «хорошего» декрета уже вызвали у экспертов массу вопросов. Первый — насколько вообще реально ликвидировать безработицу? Напомним, что Лукашенко предписывал всех трудоустроить еще к 1 мая 2017-го, а теперь Белстат отчитывается: в прошлом году предприятия уволили 694,3 тыс. человек, а трудоустроили на 41,1 тысячи меньше. Более того, уже и госчиновники публично признают, что реальная безработица составляет примерно 10% трудоспособного населения. После публикации декрета № 1 белорусское государственное телевидение впервые в своей истории объявило: в стране 45 тыс. зарегистрированных безработных, но их реальное количество — 450 тысяч.

Второй вопрос — соответствие Конституции и здравому смыслу норм о 100% оплате «тунеядцами» социальных благ. «Как это будет реализовано? Введут плату за посещение поликлиник неработающими? Результатом станет рост запущенных заболеваний, рост нагрузки на „Скорую помощь“. Кроме того, если для и без того неблагополучных граждан введут плату за медобслуживание, начнут распространяться туберкулез, чесотка, гепатит, сифилис и т. п., — заявила „Росбалту“ эксперт гражданской кампании „Наш Дом“ Светлана Гречулина. — Вообще же образование и медицина по Конституции бесплатны, а ЖКХ к концу года и так будет оплачиваться всем населением без субсидий на 100%. Так что придется либо менять Конституцию, либо спускать все на тормозах, либо жить с откровенными противоречиями в законодательстве».

Сейчас в Белоруссии наблюдатели сходятся во мнении, что за год до вступления декрета в силу правительство выхолостит наиболее пугающие его положения. Такой вариант позволит Александру Лукашенко и сохранить лицо, и не озлобить электорат накануне выборов. Он, получается, создал систему, но за ее реализацию отвечает правительство и местные органы власти. На них, на чиновников-исполнителей, всегда можно будет указать, переложить все беды и проблемы.

Денис Лавникевич, Минск