Минск — Киев: кто и чем к Европе ближе

Если 15 лет назад столицы Белоруссии и Украины мало отличались друг от друга, то теперь между ними — довольно глубокая пропасть.


В центре Киев выглядит довольно ухоженным и чистым, хотя до белорусской столицы ему здесь далеко. © Фото Дениса Лавникевича

В Киев корреспонденту «Росбалта» довелось отправиться в составе небольшой белорусской делегации на одну из конференций. А поскольку «свидание» с украинской столицей произошло после 15-летней «разлуки», конечно, было интересно увидеть, как же она изменилась за эти годы, и вообще — найти «10 отличий» между Киевом и Минском, Украиной и Белоруссией.

Надо сказать, что разница начинает чувствоваться сразу после пересечения границы. Белорус ее ощущает буквально «собственной задницей»: после зеркально гладких белорусских автобанов на украинских ухабах начинает приплясывать даже многотонный автобус МАЗ.

Автовокзал украинской столицы до зубной боли напоминает аналогичное соружение какого-нибудь Слонима 20-летней давности: грязь, обшарпанное советское здание, много аляповатой рекламы, киоски с китайской мелочевкой, скучающие на лавках бедно одетые люди, столовая под пафосным названием «Кафе». Но кормят там на удивление дешево и вкусно — как и везде в Киеве.

Рядом с автовокзалом — Демеевский рынок, который сразу возвращает тебя в 90-е, только с вайфаем. Это какой-то местный базар 1995 года в Молодечно. Разрезанная сырая рыба, рядом торгуют детскими игрушками, затем чай-кофе и «самое настоящее» золото от цыган. Под ногами чавкает грязь — на рынке нет даже асфальта. В киосках, заваленных самым дешевым китайским барахлом, — недружелюбные продавщицы «с начесами». Зато все невероятно дешево — цены просто смешные по белорусским меркам.

Но уже через час мы в ресторане «Веранда на Днепре». Дорогое заведение, вышколенные официанты, богато одетые посетители. Быстро понимаешь, что в Украине разрыв между высоко- и низкообеспеченными слоями населения намного больше, чем в Белоруссии. Однако вокруг пафосного ресторана — непролазная грязь. После приветственного обеда отвезти домой нас взялся лично организатор конференции, на которую мы приехали. Было интересно понаблюдать, как наша спортивная BMW стоимостью в четверть миллиона долларов ныряет из одной лужи в другую, рискуя попросту утонуть в грязи недалеко от днепровского берега. Картина, которую в Минске даже представить себе нельзя.

Местные бизнесмены, особенно если это выходцы из других стран, утверждают:  украинцы просто не хотят работать. Да, они инициативны, предприимчивы, молодежь постоянно «мутит» какие-то проекты, но в большинстве случаев люди выполняют свою работу спустя рукава, точнее — просто создают видимость. Может, это из-за того, что хотя зарплаты в Украине совсем невелики, но и стоимость жизни низкая, и на хлеб, пусть и без масла, хватает без особых усилий? Любопытно, что украинцы вообще спокойно относятся к деньгам, в смысле к их зарабатыванию. Официанты почти безразличны к чаевым, а в один из вечеров мы не смогли вызвать такси в самый центр города — на Крещатик, где мы жили возле Майдана. Назначали двойной, тройной тариф (в Киеве это возможно через диспетчерскую службу) — но в час пик попросту никто не захотел ехать.

Фото Дениса Лавникевича

Как уже отмечалась, многие районы Киева чистотой не блещут, но центр  довольно ухоженный. Но белорусской «всеобщей чистоты» все равно нет нигде. Теперь — общественный транспорт. В Минске на улицах — исключительно новенькие, блестящие, собственного производства троллейбусы и трамваи, автобусы и электробусы. По сравнению с белорусской столицей, Киев — музей старой коммунальной техники, с трамваями 70-х годов. Но зато проезд опять же намного дешевле, чем в Минске. Метро в два раза, такси — в три-четыре, хотя бензин в Украине значительно дороже белорусского.

Украинцы много рассуждают про «жизнь по-европейски», но на ее обустройство, кажется,  нет ни денег, ни желания. Белорусы в этом могут показать своим соседям пример, причем не только в «уборке улиц». Скажем, «безбарьерная среда» для инвалидов. В Минске у любого заведения есть специальные пандусы для колясочников, на станциях метро — для них же специальные лифты. И не дай бог, если такой лифт не работает — будет скандал. В белорусских СМИ и соцсетях тема инвалидов пусть и не в топе, но обсуждается постоянно, в Киеве — даже намека на такое нет. Ни пандусов, ни лифтов, ни специальных знаков, ни публичного обсуждения проблемы. Соответственно, и инвалидов «как бы нет» — на улицах их практически не видно. И это только один, очень частный пример о «европейской жизни».

Зато бросается в глаза какая-то почти абсолютная «внутренняя свобода» украинцев. Если белорус в своей стране захочет «замутить» какой-то проект, то его первая мысль будет — а разрешат ли мне? Вторая — а не посадят ли меня? Украинцам подобное и в голову не приходит, они просто берут и делают. И никто не запрещает, не сажает. Неудивительно, что многие активные белорусы уезжают в Украину «самореализовываться».

Константин Ш. переехал из Минска в Киев семь лет назад. Сперва работал по найму, потом получил гражданство и украинский паспорт, завел свой небольшой бизнес. «Да, здесь есть и коррупция, и вооруженные разборки, и рейдерские захваты, и в тюрьму силовики бизнесмена могут кинуть, — рассказывает он. — Но это все разборки „наверху“. Если ты не долларовый мультимиллионер, ты можешь жить вполне спокойно. Только коррупция в равной мере распространяется на всех, она здесь повсеместно. Но поскольку за взятки тут никого не сажают и не наказывают, то и размер самих взяток невелик. Это своего рода „плата за услуги“, причем вполне приемлемая».

В политике — также почти полная свобода. Мы жили на Крещатике, и на третий день нашего пребывания в Киеве главная улица оказалась перекрыта. Кто-то против чего-то митинговал: то ли автомобилисты против перехода на стандарт Евро-5, то ли Саакашвили что-то организовывал, то ли и то и другое вместе. Полиция совершенно флегматично охраняла собравшихся, и главная ее забота была — не допустить провокаций. Все-таки страна находится в состоянии войны, и это подспудно чувствуется. В Минске собравшихся разогнали бы за 10 минут и, жестоко избив, раскидали бы по тюрьмам. На Украине подобные действия вполне могут спровоцировать очередной Майдан.

Фото Дениса Лавникевича

Продолжаем искать различия. В общении украинцы — люди намного более открытые и дружелюбные, чем замкнутые в себе и всегда настороженные, ожидающие подвоха белорусы. Украинец охотно расскажет о себе, о своей работе, семье и городе, поделится всем и поможет, чем может. Если человек взялся тебе в чем-то посодействовать, можно быть уверенным — он сделает все от него зависящее.

А еще украинцы не любят торопиться, даже официанты. Зато длительное ожидание в ресторане с лихвой компенсируется необычайно вкусной местной кухней. Кстати,  Киев просыпается рано, и воспользоваться общепитом можно уже в 8 утра, чтобы полноценно позавтракать. Для сравнения: в Минске до 11-ти поесть можно или дома, или в одном из немногочисленных круглосуточных ресторанов.

Вообще, специально для белорусов (да и для россиян) неплохо было бы организовывать специальные гастрономические туры в украинскую столицу. Во всяком случае, члены нашей «белорусской делегации» после Киева в минский ресторан точно не скоро пойдут, чтобы не разочаровываться. Вообще, уезжая из Киева после недели пребывания мы также единодушно резюмировали: Минск — город для того, чтобы в нем работать. Киев — для того, чтобы жить.

Денис Лавникевич, Киев-Минск


Ранее на тему МВФ потребовал от Украины поднять цену на газ на внутреннем рынке

На Украине рекордно выросли цены на сало

Самым счастливым городом Европы оказалась столица Литвы