Posted 12 февраля 2018,, 08:20

Published 12 февраля 2018,, 08:20

Modified 30 марта, 20:44

Updated 30 марта, 20:44

Ильхам в поход собрался

12 февраля 2018, 08:20
Карабахский конфликт еще не урегулирован, а президент Азербайджана уже заявил о необходимости «возвращения Еревана». За это армянские политики назвали Алиева «Гитлером XXI века».

Президент Азербайджана Ильхам Алиев на съезде правящей партии заявил, что стратегической целью политической элиты и всего народа его страны должно стать возвращение «наших исторических земель», в числе которых названы столица Армении — Ереван, одноименное «ханство» и Зангезур-Гейча. Об этом должен знать весь мир и «наше молодое поколение», подчеркнул Алиев. По его заверению, Азербайджан приближается к этой цели.

Здесь интересна не только сама претензия на захват древнейшего государства, которую в Ереване назвали «бредовой», а распространенное днем ранее заявление азербайджанского МИД. В нем, в частности, говорится, что после очередных президентских выборов в Армении и внеочередных — в Азербайджане, Баку и Ереван продолжат интенсивные переговоры по урегулированию карабахского конфликта. В этот же день в регион прибыли сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Карабаху.

Но какое тут может быть карабахское урегулирование, когда президент Азербайджана призывает идти на Ереван — столицу суверенного государства? Правда, тут есть один серьезный, «оправдательный» для Алиева фактор: на днях он назначил внеочередные президентские выборы и сам на них баллотируется. А воинственные речи носят сугубо предвыборный характер — они, обычно, сплачивают определенную часть электората вокруг лидера. С другой стороны, получается, что такой «заказ» в азербайджанском обществе имеется, и над этим следует задуматься не только армянам и всем региональным игрокам, но и международному сообществу: Азербайджан-то тоже является членом ООН и Совета Европы. Правда, время от времени он дает понять, что может безболезненно для себя выйти из СЕ.

В общем, для обывателя сейчас картина складывается такая: под руководством Ильхама Гейдаровича «мы» сначала вернем Карабах и оккупированные армянами земли, а потом присоединим к себе, причем «законно», и то, что ныне «именуется Арменией». То есть, вскорости на Южном Кавказе обещает начаться новая война. Правда, Алиев не в первый раз заявляет о претензиях Азербайджана на территорию Армении, но ныне они прозвучали весьма зловеще, и вместо урегулирования карабахской проблемы могут привести к военной эскалации на линии фронта. В общем, жаль, что такой умный человек, как Алиев, внес в свою предвыборную кампанию элемент агрессивности — это все же палка о двух концах.

Армения, естественно, бурно отреагировала на угрозы. В заявлении, распространенном МИД республики, в частности, говорится, что территориальные притязании государства, появившегося на политической карте мира всего 100 лет назад, новостью не являются, однако «в совокупности с неоднократными декларациями о том, что армяне всего мира — враги Азербайджана номер один, в очередной раз демонстрируют всю расистскую сущность правящего режима Баку». А президент Армении Серж Саргсян на встрече с сопредседателями Минской группы заявил, что высказывания Алиева свидетельствуют о том, как далек азербайджанский лидер от готовности переговорным путем урегулировать карабахскую проблему. То есть Алиев добровольно сдал Армении серьезный козырь, который она теперь будет разыгрывать и так, и эдак.

Вице-спикер армянского парламента Эдуард Шармазанов, комментируя речь Алиева, заявил, что «Азербайджанский султан выступил с очередным абсурдным бредом». Он указал на недопустимость того, что в XXI веке лидер какой-либо страны предъявляет территориальные требования к соседней стране (об оккупации азербайджанских районов забыто) и фактически озвучивает призывы к «возвращению земель». «Если изменить имена и время, — сказал вице-спикер, — Алиев выступает с таким же заявлением, какие делал в 30-е годы XX века Адольф Гитлер. Фактически, в лице азербайджанского султана мы имеем дело с Гитлером XXI века».

Речи об исторических землях Азербайджана, продолжил политик, вызывают улыбку не только ученых, но и людей, более или менее разбирающихся в истории. Как подчеркнул Шармазанов, «абсурдные заявления» подтверждают неготовность Азербайджана к переговорному процессу и курс на его всевозможное затягивание. В беседе с Aysor.am политик рекомендовал Ильхаму Гейдаровичу ознакомиться со словами Алиева-старшего, в соответствии с которыми «азербайджанцы с турками — одна нация, два государства. Откройте все энциклопедии, в том числе британские, посмотрите, откуда пришли тюркские племена — из Средней Азии и Алтая. Даже название их государства искусственное».

Говоря об «истоках». Если очень коротко, историческая справка гласит: город Ереван основан в 782 году до н. э. царем Аргишти I — тогда это был город-крепость Эребуни. В V веке н. э. была построена древнейшая из ереванских церквей — апостолов Петра и Павла (снесена в 1931 году). Самое раннее упоминание города на армянском языке — в «Книге писем» — относится к 607 году. В средние века город завоевывали арабы, сельджуки, да и позже он был плацдармом для османо-сефевидских войн, засилья курдских и тюркских кочевников, переходил «из рук в руки». В 1554 году двухсоттысячная турецкая армия захватила и разорила Эривань, при этом вырезав большое количество населения. В 1580 году город был взят войском османского визиря Лала Мустафа-паши, который разрушил Эривань и взял в плен 60 000 христиан и мусульман. Особо свирепствовали турки и персы, отбивая город друг у друга. И так до тех пор, пока Эривань не вошел в состав Российской империи.

Что же до собственно Армении (Айастан), первое армянское государство было создано в 6 веке до н. э., периодически теряя и восстанавливая этот статус. Переломным историческим событием для него стало принятие христианства в качестве государственной религии при царе Трдате III в начале IV века. А важнейшим культурным событием стало создание Месропом Маштоцем в 405 году армянского алфавита. Завоевания Армении между тем не прекращались, в том числе и Российской империей. А затем в 20-х годах прошлого столетия произошла советизация страны. И в очередной раз уже современная Армения получила независимость с распадом СССР — в 1991 году.

Таким образом, можно только недоумевать, почему Ереван является «исторической землей» Азербайджана и почему азербайджанцы должны на нее «вернуться» (разве что потому, что еще в начале ХХ века число армян и азербайджанцев, живших в Ереване, было примерно равно). Ну, и удивляться тому, что заявление Алиева сделано с расчетом на радикальную часть избирателей в то время, когда армяно-азербайджанские отношения находятся в очень плохом состоянии. А настрой на «возвращение Еревана», пусть и с блефовым посылом, отношения только ухудшит.

Это означает, что Алиев, во-первых, рискует, и весьма неоправданно. «Возвращать» армянскую столицу он вряд ли станет — по здравому рассуждению, новая война Азербайджану не нужна, да ее и не допустят более весомые политические силы, чем сам Азербайджан. Но игра Алиева на националистических чувствах может быть воспринята вполне серьезно и найти широкий отклик в Азербайджане, в то время как национальное, религиозное, культурное превосходство в его агрессивном выражении ничем хорошим не заканчивается.

Так что заявление, сделанное, возможно, «для внутреннего пользования», к выборам, может аукнуться Азербайджану несколько позже, по мере изменения геополитических капризов ведущих мировых игроков, их отношений между собой, перегруппировки и расклада сил.

Ирина Джорбенадзе