Posted 12 февраля 2018,, 15:13

Published 12 февраля 2018,, 15:13

Modified 31 января, 18:28

Updated 31 января, 18:28

Разворот лицом к Кремлю

12 февраля 2018, 15:13
Мартин Шульц оказался в роли немецкого короля Лира. Всего за пару дней он потерял поддержку всех соратников, политическое влияние и надежды на будущее.

Всего за несколько дней лидер Социал-Демократической партии Германии (СДПГ) Мартин Шульц сумел растерять практически весь политический капитал, который имел. Так же стремительно, как он вернулся из Брюсселя в немецкий правящий класс, Мартин Шульц теперь из него вылетает в неизвестном направлении.

Напомним, что чуть больше года назад бывший спикер Европарламента вернулся в Германию и выбил себе пост лидера второй старейшей немецкой общенациональной, так называемой «народной» партии. Для этого, правда, пришлось отдать кресло министра иностранных дел председательствовавшему до этого в СДПГ Зигмару Габриэлю, старому соратнику экс-канцлера Герхарда Шредера, известному своими дружественными заявлениями в отношении России. Сам Шульц о России и политике Владимира Путина традиционно высказывался весьма негативно.

Вернувшись в немецкую политику, новый лидер социал-демократов начал энергично наращивать рейтинг своей партии. В какой-то момент соцопросы даже показывали, что он может победить христианских демократов во главе с Ангелой Меркель и занять пост федерального канцлера. Однако итоги лидерства Мартина Шульца оказались для СДПГ совсем другими. Парламентские выборы в сентябре партия проиграла с треском.

После этого Шульц, однако, сумел сохранить свой пост, списав большую часть промахов на своих предшественников. При этом он пообещал не вступать в коалицию с победителями, не входить лично в правительство и реформировать партию, чтоб подготовить ее к победе на следующих выборах.

Однако и это экс-спикеру Европарламента не удалось. После того как провалились переговоры о создании коалиции христианских демократов с либералами из партии «Свободных демократов» и «Зеленых», действующий президент Франк-Вальтер Штайнмайер (бывший глава МИД от СДПГ и экс-руководитель администрации Герхарда Шредера), а также ключевые партийные функционеры социал-демократов принудили Шульца начать переговоры о воссоздании «большой коалиции». Консультации начались перед Рождеством, а закончились только в феврале.

На тот момент, по мнению большинства комментаторов, лидер СДПГ вновь выиграл. Социал-демократы получили несколько ключевых ведомств, например, Минфин и МИД. Причем главой министерства иностранных дел планировал стать сам Шульц. Ради этого он согласился уступить пост лидера партии Андрее Налес, известной партийной активистке, не связанной ни с группой Шредера, ни с самим Шульцем и его соратниками.

Все, казалось бы, было утрясено. Назначение Налес предварительно согласовано партийным активом. На 4 марта назначена дата голосования по почте всех членов СДПГ по вопросу о вхождении в коалицию с ХДС/ХСС под руководством канцлера Ангелы Меркель. Но тут в игру вступил действующий и. о. министра иностранных дел Зигмар Габриэль, устроивший непубличный, но, как говорят, очень мощный скандал. Он якобы напомнил Мартину Шульцу, что тот обещал в 2017 году, когда занимал пост лидера партии. Раз вновь в силе «большая коалиция», то внутрипартийное соглашение СДПГ должно работать и дальше, пост министра должен быть оставлен за Габриэлем. Причем даже если Габриэль уйдет, Шульц, который обещал не входить в коалиционное правительство, не может возглавить МИД. После этого руководство партии поддержало Габриэля.

В итоге, Шульц оказался в роли немецкого короля Лира. Всего за пару дней он потерял все посты и политическое влияние. Уже известно, что 13 февраля, во вторник, президиум СДПГ должен назначить Налес временным председателем партии. МИД же, судя по всему, либо остается в распоряжении так называемой «группы друзей Владимира Путина» во главе с экс-канцлером Герхардом Шредером, либо переходит в распоряжение нового партийного руководства. Ну, а Мартин Шульц прямо ко дню Святого Валентина остается, что называется, не при делах. Его, похоже, уже совсем никто не любит, даже внутри родной партии.

Что эти пертурбации означают для немецкой политики пока сказать трудно. Не исключено, что раздраженные этой чехардой в руководстве рядовые члены СДПГ, которых в Германии более 400 тысяч, проголосуют против вхождения партии в «большую коалицию». Тогда страну, скорее всего, ждут новые парламентские выборы, исход которых предсказать трудно. Победителем, весьма возможно, снова станет блок ХДС/ХСС, но лично Ангела Меркель, весьма вероятно, под давлением внутрипартийной оппозиции вынуждена будет уступить пост канцлера. Такие требования, надо заметить, звучат уже сейчас, при этом личный рейтинг действующего канцлера в последнее время ощутимо снизился.

Для Европы такие перемены в Германии также не пройдут бесследно. Тандем Меркель-Шульц был идеальной парой для достижения соглашения с Францией о реформировании ЕС. Шульц изначально поддерживал даже самые радикальные предложения нынешнего французского президента Эммануэля Макрона. Новый же канцлер и другой глава МИД вовсе не обязательно договорятся с Парижем. И это может привести Евросоюз к серьезному кризису, еще более мощному, чем выход Великобритании из его состава.

Что касается России, то для нее замена Шульца на любого другого главу МИД, как минимум, открывает окно возможностей. Не говоря уже о возможном уходе Ангелы Меркель с поста канцлера. Это важно хотя бы потому, что новые люди не находились у власти в тот момент, когда ЕС уговаривал Украину подписать соглашение об ассоциации, а также во время последовавших за этим Майдана, присоединения Россией Крыма и начала военных действий в Донбассе. В отличие от Меркель, новые немецкие политики не будут ощущать личной ответственности за эти события.

В Германии в связи с этим говорят о риске прихода к власти откровенно пророссийских политиков и усиления роли в парламенте нынешней оппозиции — «Альтернативы для Германии» и «Левой партии» (что, впрочем, маловероятно).

Кремль вряд ли рассчитывает именно на такой исход немецких политических игр. Но российских переговорщиков наверняка радует уже тот факт, что им не придется иметь дело с достаточно жестко настроенным в отношении Москвы тандемом Меркель-Шульц. Санкции немцы вряд ли решат отменить, даже при полной смене лиц в правительстве, но шанс добиться определенных послаблений у Кремля явно появляется.

Иван Преображенский