Posted 16 февраля 2018,, 19:20

Published 16 февраля 2018,, 19:20

Modified 31 января, 18:32

Updated 31 января, 18:32

Хватит кормить Киев — сами раздербаним!

16 февраля 2018, 19:20
Реформа по децентрализации власти на Украине может быть интересной для россиян. Что получается, когда деньги остаются в регионах.

Украинцам часто задают вопрос: правда ли, что децентрализация стала у вас самой удачной реформой после Майдана? С однозначным ответом они затрудняются, а многие даже не знают о подобных новшествах. Слышали краем уха об образовании объединенных территориальных громад (ОТГ) и еще о том, что реформа децентрализации предусматривает передачу части средств и полномочий (равно как и социальных обязательств) на места, но каких-то серьезных изменений не заметили.

Для интересующихся «со стороны», такое положение дел кажется, по меньшей мере, странным, — ведь президент Украины Петр Порошенко не устает заявлять мировой общественности, что благодаря децентрализации «городские бюджеты выросли в разы», строятся школы и дороги, территориальные общины стали «хозяевами на собственной земле». А премьер-министр Владимир Гройсман говорит, что теперь в местных бюджетах есть десятки миллиардов гривен, которые нужно направлять на улучшение качества жизни украинцев. Впрочем, к концу 2017 года уровень осведомленности украинцев о реформе, согласно опросу киевского Фонда «Демократические инициативы» и Центра им. Разумкова, составил уже 82 процента опрошенных. В общих чертах большинство людей знают, что в 2015 году вместо федерализации (к чему призывала Москва) стартовала децентрализация — механизм передачи полномочий от центра на места и создания объединенных территориальных общин, которым были переданы полномочия в распределении местных доходов и сборов, а также определения условий работы бизнеса на их территориях.

Баланс сторонников и противников децентрализации среди населения Украины, по данным социологов, с 2015 года изменился в сторону первых. Однако пока что более половины украинцев не ощутили особенных изменений в качестве жизни. Так, в середине прошлого года 55% респондентов заявили, что не заметили никаких улучшений (качества услуг, благоустройства, социальной помощи) от роста доходов местных бюджетов в 2015-17 годах. При этом доля тех, кто увидел изменения к лучшему, и тех, кто увидел изменения к худшему, одинакова — по 16%.

Показателен первый «горький» опыт. В большинстве районов не оказались готовы к резкому переходу, как в той песне: «Мне вчера дали свободу, что я с ней делать буду?» Не привыкшие самостоятельно управлять финансами, не имеющие опыта, без каких-либо конкретных тактических, рассчитанных на годы вперед, сбалансированных программ развития регионов — местные власти бросались хаотично осваивать дополнительные, неожиданно упавшие с «неба», финансы, руководствуясь принципом — лишь бы к концу года ничего на счетах не осталось (а то ведь не дадут больше). Фантазии хватило не на многое, как у пса Шарика из Простоквашино, купившего на зиму кеды.

В первую очередь большинство районов кинулись ремонтировать дороги, освещать улицы, покупать транспорт, строить городские парки отдыха и обрезать деревья. Ведь на этих капиталоемких видах работ лучше всего отработаны серые схемы черных откатов. А когда «внезапно» пришла зима, оказалось, что нечем платить за отопление помещений вузов, школ, больниц, детсадов, а также обеспечивать фонд зарплаты врачей, педагогов, стипендий студентов — ведь реформа, кроме предоставленных преференций, возложила на регионы еще и часть дополнительных обязательств, которые раньше должен был выполнять общенациональный бюджет. И многие на местах, почесав затылок, начали говорить о реформе, как об очередной афере, в которой правительство взвалило на плечи местных громад гораздо больше социальных обязательств, чем возможностей их выполнить. А ведь спрос теперь будет уже не с Киева, там скажут в случае катарсиса: «Вы сами так распорядились финансами, сами и разгребайте».

Среди тех украинцев, кто заметил изменения к лучшему, 64% респондентов ответили, что лучше стало качество дорог, 30% опрошенных ответили, что есть позитивные сдвиги в благоустройстве, в условиях для проведения отдыха (25%), в работе жилищно-коммунального хозяйства (23%), в работе транспорта (20%). Среди тех, кто увидел изменения к худшему, большинство указывают на снижение качества медицинского обслуживания. На негативные изменения в заботе о социально уязвимых группах населения обращают внимание 44%, а 39% считают, что стало хуже с обеспеченностью рабочими местами. 38% респондентов отметили, что ухудшения коснулись и качества дорожного покрытия, хотя дороги-то как раз строились наиболее активно.

Естественно, после первых неудач, поставивших под сомнение возможность нормального функционирования многих социальных проектов, несколько ослабла уверенность населения в том, что местная власть сможет справиться с дополнительными полномочиями, полученными в ходе децентрализации. Абсолютно уверены в этом 10% (в 2016 году таких было 15%), преимущественно уверены — 32% (в 2016 году — 37%), тогда как 29% имеют в этом серьезные сомнения (20%), а 17% убеждены, что местной власти это не под силу (в 2016 году таких было 10%).

Основной причиной пассивного участия украинцев в реформе децентрализации специалисты считают непонимание гражданами структуры и компетенции системы власти в стране. Люди не имеют представления, за что отвечает местная община, за что районная и областная власть, за что правительство и другие органы центральной власти, отмечают социологи. Именно от этого непонимания происходит много проблем и накапливается недовольство. 63% украинцев недовольны возможностями влиять на решения власти. 50% опрошенных еще не готовы принять участие в управлении своим селом или городом в случае расширения полномочий местной власти. Лишь 37% стремятся воспользоваться этим правом.

«Это означает, что люди до сих пор сами не готовы и не видят возможностей влиять на местную власть, хотя реформа предусматривала увеличение именно этого влияния и контроля власти обществом», — отметила директор Фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина в комментариях к результатам опроса.

Эксперты утверждают, что такой высокий процент людей, не замечающих изменений к лучшему после начала реформы децентрализации, связан с тем, что в соцопросах они оценивают не столько децентрализацию, сколько общую социальную ситуацию в стране. Тем не менее, многие считают признаком успеха реформы улучшения в области инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта. Именно в этих сферах местным властям удалось улучшить ситуацию.

«Это те сферы, за которые непосредственно отвечают органы местного самоуправления. На развитие инфраструктуры в последние десятилетия на Украине на душу населения выделялось 4,7 доллара, тогда как в соседней Польше — более 80 долларов», — отмечает в своем блоге менеджер проекта Украинского независимого центра политических исследований «Граждане в действии» Иван Лукеря. По мнению социологов, активные граждане, местные власти и представители бизнеса очень нуждаются в инструкциях по реализации реформ и говорят, что все проблемы с использованием новых возможностей децентрализации возникали из-за нехватки подробных рекомендаций и разъяснений, которыми можно руководствоваться. А главной опасностью в проведении децентрализации считают стремление власти на местах иметь больше денег, но как можно меньше ответственности за принятие решений. Передавать полномочия и финансирование на места следует соответственно увеличению ответственности местных властей за решение проблем.

В общем, народ пока не разобрался полностью. С одной стороны, вроде хорошо — можно самим на местах хозяйничать, с другой — нет гарантии, что вместо столичных «кровососов» не появится куча местных князьков, направляющих весь бюджет в собственные карманы. «Поди их скинь потом, понастроят себе неприступных дворцов, а силовики будут их охранять за наши же деньги, — делится своими опасениями с „Росбалтом“ житель Каменского Владимир. — Что потом в каждом украинском городе майданы устраивать? Да и в громадах все те же лица, что были в исполкомах, или представители политических партий, умеющие пиариться и бороться за власть, но никак не заниматься эффективной хоздеятельностью».

Так что непонятно, как дальше будет развиваться реформа. Украинцы ее вроде бы и хотят, но как правильно внедрить не знают. Точнее — догадываются, но для этого нужно бросить свою личную жизнь и заниматься общественным контролем, а на это способны и готовы далеко не все. Хлопотно это, да и пахнет борьбой с ветряными мельницами.

Валентин Корж, Днепр, Украина