Posted 28 февраля 2018,, 16:06

Published 28 февраля 2018,, 16:06

Modified 30 марта, 20:35

Updated 30 марта, 20:35

Президент Полуамерики

28 февраля 2018, 16:06
Если бы то, чего добился Трамп, сделал обычный республиканский политик, то у него сейчас был бы гораздо более высокий рейтинг, полагает американист Виктория Журавлева.

Некоторое время назад американский Университет Бойсе опубликовал результаты своего экспертного опроса, согласно которому действующий президент Соединенных Штатов Дональд Трамп был признан худшим президентом за всю историю страны. О том насколько это и другие исследования общественного мнения отражают реальные предпочтения американцев и их отношение к нынешнему главе государства, обозревателю «Росбалта» рассказала старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Виктория Журавлева.

— Насколько этот рейтинг Трампа соответствует реальным предпочтениям американцев?

— Мне кажется, что очень сложно говорить о реальных предпочтениях американцев. За Трампом нет американцев, за ним стоит лишь одна часть Америки, поэтому результат любого опроса будет зависеть от того, какую ее часть вы будете опрашивать. Если либералов или тех, кто в принципе поддерживает демократов либо умеренных республиканцев, то они скажут, что Трамп это самый ужасный президент в истории Америки, ее стыд и позор. Если же вы спросите правых консерваторов, ту самую среднюю Америку, которая за него голосовала, то они скажут, что Трамп — наш президент.

Дело в том, что сегодня США расколоты по вопросу о том, как развиваться и куда им дальше двигаться. Дело даже не конкретно в Трампе, а в том, что Соединенные Штаты находятся сегодня на поворотном этапе своего развития и стратегические взгляды на то, куда им идти, очень разные. Раскол и на уровне партий, и на уровне общества очень силен, поэтому результаты опросов могут быть радикально противоположны в зависимости от того, кого и где вы опрашиваете.

— Но ведь проводятся же какие-то более или менее репрезентабельные опросы, которые стремятся выявить некую среднестатистическую точку зрения?

— На мой взгляд, наиболее нейтральные опросы проводит Институт Гэллапа. Согласно его данным, Трамп получает в среднем около 40% поддержки избирателей. В принципе, популярность действующего президента упала практически сразу же после его вступления в должность. Если в январе 2017 года, согласно опросам Гэллапа, Трампа поддерживало 50% с небольшим, то дальше его поддержка упала до 40% и теперь колеблется в районе 34%-40%. В какой-то момент этот показатель снизился даже до 32%-34%.

Нынешние 38%-40% Трампа устраивают в том смысле, что это примерно те самые проценты, которые он получил во время выборов. Его популярность больше никуда не распространяется. Те группы населения, которые за него не голосовали, по-прежнему его не любят и не поддерживают. Это, конечно же, беспрецедентно низко — как минимум, для нескольких последних десятилетий.

Хотя, если мы возьмем рейтинг последнего года президентства Буша-младшего, то его поддержка была в районе 20 с небольшим процентов. Он ушел со своего поста одним из самых непопулярных президентов. Поэтому на его фоне рейтинг Трампа не так уж и плох. Другое дело, что американские президенты в начале своего правления обычно имеют более высокие показатели поддержки — в среднем обычно где-то в районе 60%. Обама, например, в начале своего правления имел рейтинг больше 80%. Он был очень популярен, когда пришел в Белый дом. Однако в начале второго года популярность президента может упасть. У Обамы она упала вполовину. Было велико разочарование американцев, которые поняли, что он такой же президент, как и все остальные и физически не может сделать того, чего от него ожидали.

Сейчас, в условиях идейного противостояния партий в Америке, второй год президентства для действующего главы государства очень сложен в том смысле, что он должен показать, что он вообще может что-то сделать. Так что если сравнивать Трампа со стандартным президентом, то более низкие показатели на втором году его президентства — это нормально. Другое дело, что Трамп нестандартный президент. С одной стороны, у него невысокая, но стабильная популярность. То есть те 36%-40% поддержки, как были у него в первый год, так и остаются сейчас. С другой, это те же избиратели, которые за него голосовали. По-прежнему больше половины американцев не считают его своим президентом.

— Если объективно взглянуть на вещи, то в США сейчас началось определенное экономическое оживление, во внешней политике Трамп действует решительно и пока также не совершил серьезных промахов. Чем вы в этом случае объясняете его невысокие рейтинги?

— Тем, о чем я уже сказала — он необычный президент. Если бы он был обычным, у него сейчас были бы очень хорошие рейтинги, потому что он уже, например, провел одну из очень важных реформ — налоговую, которая давно была нужна стране, как бы к ней не относиться. Плюс он провел в жизнь еще ряд небольших изменений. Во внешней политике он также сделал серьезные шаги, меняющие внешнеполитическую стратегию США. Стандартный республиканский президент на его месте мог бы иметь очень хороший рейтинг. Но его не поддерживает половина страны, и какими бы результаты его политики ни были, его противники его не поддержат. Это вопрос идейного противостояния — настолько демократы далеки сейчас от республиканцев. Чем более радикальную позицию занимает представитель одной партии, тем менее он приемлем для другой.

Трамп, по мнению демократов, занимает радикальную позицию по многим вопросам, в основном, социально-экономическим. Он не устраивает их в принципе. Поэтому я думаю, что рейтинг в 40% — его потолок, который будет у него на протяжение всего его президентства.

— Насколько сильно сказываются на Трампе последствия скандала, связывающего его с Россией и ее вмешательством в американские выборы?

— Мне кажется, что эта тема уже набила оскомину американскому обывателю и точно не является определяющей в его отношении к президенту. Да, первое время, когда демократы изо всех сил стремились привязать Трампа к скандалу, связанному с Россией и показать его как ставленника чужого государства, это было существенным фактором. Сейчас эта история идет скорее как фон, пусть и негативный. Но нельзя сказать, чтобы это было доминирующим фактором, вызывающим его неприятие половиной Америки.

Беседовал Александр Желенин