Posted 2 марта 2018,, 14:01

Published 2 марта 2018,, 14:01

Modified 31 января, 18:40

Updated 31 января, 18:40

Щоб замерзла Украина?

2 марта 2018, 14:01
В Стокгольме решили, что Москва должна Киеву более $2,5 млрд. В РФ тут же заявили, что поставки газа в «братскую» страну возобновлены не будут, а все контракты по «голубому топливу» разрываются.

Пока весь мир прикидывает, во что ему может обойтись «Кузькина мать-2», обещанная Владимиром Путиным, а в России объявляют конкурс на лучшее название для новой ракеты, на Украине озаботились газовыми проблемами и в срочном порядке ввели национальный план строжайшей экономии. Свеженькое решение Стокгольмского арбитража всколыхнуло очередную волну обострения в давней сырьевой тяжбе между Киевом и Москвой. Только-только в «Нафтогазе» успели заявить о безоговорочной победе (на самом деле иск удовлетворен не в полном объеме), как «Газпром» вернул «партнеру» предоплату и отказался начать поставлять газ Украине с 1 марта, ссылаясь на неурегулированные формальности.

Рядовых украинцев в меньшей степени, вероятно, волнует, кто же на самом деле «больше» победил в Стокгольме, а в первую очередь беспокоят другие три вопроса. Хватит ли запасов, чтобы пережить холода? Вырастет ли в связи с обострением конфликта цена для конечного потребителя? И почему отказ «Газпрома» так взволновал руководство страны? Ведь еще совсем недавно на каждом углу «трубили», что газ от «агрессора» и даром не нужен, хотя, нет — даром, пожалуй, взяли бы. Лозунг «Раша, гудбай», возведенный в ранг национальной идеи в стартовавшей предвыборной гонке, пользуется поддержкой значительной части населения. Так с чего такой ажиотаж?

Ведь буквально по дням подсчитано, сколько прожили без поставок из РФ (два года и три месяца), ну и жили бы спокойно дальше без них. Тем более, Россия ведь сейчас сама отказалась возобновить экспорт на Украину и тем самым, получается, освободила ее от необходимости выполнять решение суда в Стокгольме в части выкупа обязательного объема. Вроде, радоваться должны, но почему-то не радуются.

Поводом для возникновения первых двух вопросов явилось заявление советника министра энергетики и угольной промышленности Максима Белявского об увеличении отбора газа из подземных хранилищ до максимального уровня в связи с похолоданием и возобновлении импорта газа из Словакии и Венгрии еще за неделю до объявления последнего вердикта в Стокгольме. По-прежнему в силе планы по повышению цены на газ для населения, на котором настаивает МВФ и руководство госкомпании, и чему пытается сопротивляться премьер Гройсман. Народ никак не поймет, почему нужно вновь увеличивать стоимость топлива, если мы выиграли суд, и «Газпром» нам теперь должен $2,5 миллиарда?

Впрочем, ответ на этот вопрос эксперты нашли сразу: российский концерн будет оспаривать сумму, которую выиграл «Нафтогаз», так что денег пока нет. Кроме того, не исключено, что речь пойдет о своеобразном «финансово-геополитическом взаимозачете». Напомним, сейчас в зарубежных судах также рассматривается иск России к Украине с требованием вернуть $3 млрд так называемого «кредита Януковича». После победы Майдана Киев некоторое время исправно платил проценты по этому долгу, но осенью 2015-го предложил России его реструктуризировать на условиях общих с другими держателями еврооблигаций. Москва не согласилась, а Украина, соответственно, отказалась отдавать долг.

Россияне подали в суд и имеют высокие шансы добиться решения о возврате $3 млрд. Аргументы украинской стороны, что этот кредит являлся «политической взяткой» Януковичу, в юридическом смысле воспринимаются с трудом. Кроме того, если арбитраж позволит Украине не платить, то это грозит обрушить вообще весь долговой рынок, так как любая страна при смене власти может всякий кредит объявить «взяткой». Не исключено, что на Западе, который не горит желанием давать Украине новые займы для выплаты россиянам $3 млрд, решили схитрить. И вот теперь «Газпром» должен НАК «Нафтогаз» более $2,5 млрд, а в итоге можно будет разойтись почти «по нулям».

Ответы на другие вопросы нашлись на следующий день. Кабинет министров Украины на пять суток ввел экстренные меры для недопущения кризисной ситуации в энергетике. «Протокольным поручением кризисного комитета был введен национальный план действий. Начиная с сегодняшнего дня, он предусматривает перевод генерирующих компаний с газа на мазут — это даст нам возможность экономить порядка 15-20 миллионов кубометров газа в сутки, — сообщил в Верховной раде министр энергетики и угольной промышленность Игорь Насалик. — Чтобы ввести это решение, Минэнергоугля обратилось в Секретариат ЕС и проинформировало, что в течение 5 суток, а именно на такой период введены вынужденные меры, мы будем использовать мазут».

Насалик отметил, что, помимо поручения учебным заведениям остановить работу до 6 марта включительно, Кабмин также обратился к промышленным предприятиям, чтобы они пересмотрели производственные планы с учетом вынужденной экономии. Ранее, 1 марта, глава «Нафтогаза» Андрей Коболев на заседании Совбеза Украины предлагал 3—4 марта ввести ограничение на потребление газа. Он сообщил, что из-за значительного похолодания наблюдается рекордное суточное потребление этого топлива — 200 млн кубометров, при этом есть дефицит в 18 млн кубов, который мог быть перекрыт поставками из России. Коболев отметил, что частично он будет восполнен покупками газа по более высоким ценам с европейского направления, добавив, что эти счета будут выставлены «Газпрому» за невыполнение контракта. Впрочем, после 4 марта ожидается потепление, и потребление газа снизится.

Вот тут и появились вопросы. «Как так? — спрашивают украинцы. — Ведь Порошенко и команда в течение двух лет хвастались, что Украина покупает газ из ЕС дешевле, чем его продает Россия. И этого газа нам предоставят друзья столько, сколько будет нужно. А тут — убытки и угроза замерзнуть! Выходит — обманывали?» Ссылки на внезапные морозы тоже не «играют» — зима выдалась рекордно теплой и правительство постоянно говорило о невероятной экономии. И вдруг — не хватило. А про мазут, как «средство экономии», так вообще смешно — если бы это было возможно и рентабельно, на него уже давно бы перевели всех украинских производителей тепла и энергии, не обращая внимания на его недостаточную экологичность.

На Украине не сомневаются в неслучайности совпадений по датам «твердых» заявлений Путина в послании Федеральному собранию, в котором он не затронул украинский вопрос, с прекращением поставок газа. «У Путина на носу выборы, и от него ждут „железных“ поступков. Блефует он или нет, понять сложно. Но сейчас главная цель — победа на избирательных участках РФ, — делится своим мнением с „Росбалтом“ независимый эксперт-социолог из Харькова Олег Пухарцев. — Как ни парадоксально, но подобными шагами Владимир Владимирович серьезно повышает свой рейтинг. Россияне уже устали бояться санкций и быть изгоями в мире, спрос на „сильные“ решения высок. А потом, после выборов, можно будет отыграть назад большую часть обещаний».

А вот для Петра Порошенко, если украинцы начнут замерзать, его «обман» может стать критическим. Ему, хоть и не так скоро, как его коллеге из РФ, тоже предстоит борьба за голоса. Снова заводить песню про «дешевый европейский газ» может уже и не получиться. Да и треугольник Украина — США — Европа рискует превратиться в квадрат, в котором страны Старого света, взвесив все последствия санкций против России, могут оказаться не на стороне Украины.

Особенно после сегодняшнего заявления председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера о начале процедуры расторжения всех ранее заключенных с Украиной контрактов. Он связал это с вердиктом Стокгольмского арбитража, который якобы хочет, «руководствуясь двойными стандартами», решить экономические проблемы Украины за счет России. По его словам, речь идет как о договоре на поставку газа украинским потребителям, так и о транзите в Европу. Так что «крах» украинской трубы, прогнозируемый на 2019 год, может заметно приблизиться.

Валентин Корж, Днепр, Украина