Posted 5 марта 2018,, 14:07

Published 5 марта 2018,, 14:07

Modified 30 марта, 20:32

Updated 30 марта, 20:32

Апеннины под властью популистов

5 марта 2018, 14:07
На выборах в итальянский парламент победило движение «Пять звезд», однако власть достанется евроскептикам и партии Сильвио Берлускони.

В Европе появилась еще одна разделенная страна. Правда, если в Польше или Чехии общество делится примерно пополам, то итальянцев парламентские выборы зримо разделили на три протогосударства: Центр, Север и Юг.

Первое, включающее в себя Рим, находится в середине Апеннинского полуострова, плюс Тоскана. Здесь избиратели предпочитают либералов из Демпартии, которые заняли второе место, получив около 20% голосов. На Юге почти повсеместно победило популистское деидеологизированное движение «Пять звезд» бывшего сатирика Беппе Грилло. Эта антиэлитная в прошлом сила прочно вошла в итальянскую политику и получила по партийным спискам первое место (около 30%). Но этого не хватает для единоличной власти, та что правительство сформирует не она. Кабинет министров достанется «северянам». Это Лига Сальвини (18%), местного «правого» евроскептика Маттео Сальвини, в прошлом одного из лидеров сепаратистской Лиги Севера, выступавшей за автономию более богатой Северной Италии.

При этом в коалиции с ним править рассчитывает старый знакомый российского президента Владимира Путина — «тефлоновый» Сильвио Берлускони. Ни возраст (больше 80 лет), ни персональный запрет суда баллотироваться не помешал итальянскому медиа-магнату с его партией «Вперед, Италия!» получить около 14% голосов.

Вместе с еще парой совсем мелких правоцентристских партий Сальвини и Берлускони, скорее всего, сформируют правительство и будут располагать относительным большинством в 245 депутатов в нижней палате итальянского парламента. Премьером, на случай своей победы, тефлоновый Сильвио уже пригласил действующего спикера Европарламента Антонио Таяни. Это чтобы успокоить евробюрократов, которые опасаются, что Италия под властью «правых» превратится в главного евроскептика на континенте.

Кстати, как и Берлускони, Таяни известен своими лояльными высказываниями в адрес России в целом и лично Владимира Путина, которого спикер Европарламента высоко ценит за талант политика.

Победа «правых» — это результат радикальной реформы избирательного законодательства, которую за несколько месяцев до выборов в конце 2017 года провело уходящее либеральное правительство, стараясь максимально осложнить задачу своим оппонентам. Разумный принцип, в соответствии с которым изменения в законы о выборах вступают в силу через один избирательный цикл, а не накануне ближайшего, в Италии, как, например, и в России, в законе не закреплен. В итоге, итальянская избирательная система, и без того весьма сложная, на настоящий момент оказалась одной из самых запутанных в Европе, а может быть даже и в мире.

Как и в России, это смешанная система. Помимо выборов по партийным спискам, также проводится избрание депутатов по мажоритарной системе, то есть в отдельных округах. Затем, по весьма сложным формулам происходит распределение депутатских мандатов. Столько же, сколько и в России, (225 депутатов) избираются по мажоритарным округам, однако у нас количество мандатов, распределяемых по партийным спискам, аналогичное, а в Италии по пропорциональной системе выбирают 386 парламентариев.

В соответствии с избирательной реформой, проведенной в 2015 году, итальянская избирательная система, надо заметить, была еще запутаннее. Например, выборы в парламент проводились в два тура. Однако Конституционный суд признал ту реформу частично не соответствующей основному закону страны. В любом случае, все эти хитрости не помогли бывшей правящей Демократической партии. Она уже признала, что уходит в оппозицию.

Так что власть в Италии теперь отходит популистам. В первую очередь «правым» из Лиги Сальвини и партии «Вперед, Италия!» Берлускони. Но также и условно «левым» из движения «Пять звезд». С точки зрения партнеров по ЕС, это может означать затяжной кризис в отношениях Брюсселя с Римом. Из Кремля, что естественно, все выглядит прямо наоборот. И в Москве обоснованно рассчитывают, что общий вес стран, настроенных на нормализацию отношений с Россией и постепенную отмену санкций, теперь серьезно вырастет за счет Италии. Можно даже будет говорить о выстраивании некоего подобия «пророссийской оси»: Прага — Вена — Рим, которая по своему экономическому и политическому весу будет способна противостоять тандему Берлина и Парижа.

Для самих итальянцев, уставших от старых правящих элит и кидающихся в крайности, — кто направо, а кто налево, итоги выборов, скорее всего, будут означать углубление экономического кризиса в их стране. Пока он был, скажем так, «вялотекущим». Правительство демократа Маттео Ренци сумело вытащить страну из долговой ямы. Но при популистах Италия легко может вновь туда провалиться, став, по образу Греции, поводом для начала нового крупного экономического кризиса уже в Евросоюзе в целом.

Впрочем, желтую прессу, вероятнее всего, больше всего интересует, возобновятся ли после возвращения Берлускони к власти «веселые» вечеринки на его вилле, прозванные в свое время «бонго-бонго», из-за которых политик и попал тогда под суд.

Иван Преображенский