Posted 13 марта 2018,, 21:01

Published 13 марта 2018,, 21:01

Modified 31 января, 18:46

Updated 31 января, 18:46

Поссорятся ли Европа и США из-за «иранского атома»?

13 марта 2018, 21:01
В ответ на угрозы Вашингтона выйти из СВПД Тегеран предупредил, что за два дня может возобновить обогащение урана до 20%. Чью сторону примет ЕС?

Вашингтон во что бы то ни стало стремится сорвать ядерное соглашение с Ираном, зарубить на корню его программу баллистических ракет и вообще довести до нуля вес Исламской республики на Ближнем Востоке. Выступая на прошедшей недавно конференции Американо-израильского комитета по общественным связям, слывущего мощной лоббистской структурой, вице-президент США Майкл Пенс заявил, что его страна «никогда не позволит» Ирану, поддерживающему терроризм» и продолжающему развивать программу баллистических ракет, «заполучить ядерное оружие». Ядерную сделку с Тегераном, заключенную в 2015 году шестью государствами, включая США, он назвал «губительной». Если в ближайшее время она не будет пересмотрена, Вышингтон из нее выйдет, пригрозил Пенс.

Напомним, ядерное соглашение с Ираном, официально именуемое Совместным всеобъемлющим планом действий (СВПД), подписали, помимо США и Ирана, Россия, Китай, Великобритания, Германия и Франция. В соответствии с документом, ИРИ ограничила свою ядерную программу, находящуюся под жестким международным контролем, и взамен получила частичную отмену санкций со стороны Совбеза ООН, Евросоюза и США.

Выходом из СВПД американцы начали шантажировать Иран с приходом к власти Дональда Трампа. На последние выпады Пенса представитель организации по атомной энергии ИРИ Бехруз Камальванди ответил, что его страна, в случае необходимости, может в течение двух дней возобновить обогащение урана до 20%.

Между тем генеральный директор МАГАТЭ Юкиа Амано в очередной раз подтвердил, что агентство пристально следит за выполнением Ираном его ядерных обязательств, и никаких претензий к нему не имеет. По мнению Амано, которого цитирует Mehr News, «если СВПД потерпит неудачу, это будет большой потерей для ядерных проверок и многосторонности». А тут еще и программа баллистических ракет, на которую помимо США «наехала» и Франция. В результате часть депутатов иранского парламента потребовали от властей страны пересмотреть отношения с Парижем.

Позиция России и Китая по срыву ядерной сделки и одностороннему выходу из нее США ясна — этого нельзя допустить, поскольку последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Но чью сторону реально, а не на словах, возьмет Европа? Во-первых, европейский бизнес еще в период санкций начал занимать в Иране определенные «ниши», и вообще он стал довольно активно возвращаться в, по определению американцев, «страну-изгой».

Во-вторых, ЕС политически заинтересован в поддерживании ровных отношений с Тегераном и, вроде, не должен идти на поводу у Вашингтона. Но французский «ракетный звоночек» все же напрягает обстановку. С другой стороны, он может быть «не услышан» Евросоюзом, поскольку ультиматумы США вообще, а по ядерной сделке — в частности, порядком ему поднадоели, и могут ополчить против американцев почти во всем послушную им Европу.

Станет ли она бойкотировать ожидаемое возвращение антииранских санкций, которые не поддержат ни Россия, ни Китай? Вероятно, единодушного «бунта» Европы против США не будет, поскольку последние сумеют «дожать» часть европейских государств, что грозит расколом внутри ЕС: скорее, против Вашингтона выступит так называемая «Старая Европа» во главе с Германией. Евросоюз как организация, похоже, тоже не захочет подчиняться США, поскольку оснований «подсекать» Иран на данном этапе нет. Более того, это и опасно (вплоть до войны), учитывая хаос на всем Ближнем Востоке: с Тегераном-то все же можно разговаривать, так сказать, цивилизованно. Поэтому Евросоюзу, скорее, пристало бы сыграть конструктивную роль в ситуации вокруг ядерной сделки, оказав США соответствующее сопротивление.

Иран тоже пытается найти выход из создавшегося положения, но настрой США на изоляцию этой страны и фактически ее превращение в «ничто» сильно зашкаливает, поэтому сомнительно, что дополнительные переговоры могут дать позитивный эффект. Как передает «Голос Ислама» со ссылкой на представителя ИРИ на переговорах по ядерной программе Саэда Джалили, 11 апреля состоится встреча с западными делегатами, в ходе которой Тегеран намерен выдвинуть свои мирные инициативы. Иранский представитель ждет от участников встречи «конструктивного подхода», способного восстановить доверие иранского народа к Западу. Суть инициатив не оглашается. Однако внутриполитическая ситуация в ИРИ сейчас такова, что любые уступки Тегерана Западу в ядерной сфере могут быть использованы радикалами против реформаторов и умеренных консерваторов.

А 15 марта, по данным западной прессы, переговоры по проблеме СВПД состоятся в Берлине между представителями руководства Евросоюза и США. Сомнительно, что ЕС вынудит американцев угомониться с ядерным соглашением, окрещенным ими «самой худшей сделкой всех времен», и упорно не признающими выполнение Ираном своих обязательств. Вероятно, в преддверии апрельской встречи по СВПД, ЕС попытается договориться с США о «дополнительных гарантиях» со стороны Ирана. Но как бы не «крутились» Тегеран и Брюссель, вряд ли Вашингтон пойдет им навстречу: ведь «безопаснее» этот «монстр» Ближнего Востока для американцев и их «ближайших родственников» — Израиля и Саудовской Аравии — не станет.

Но если Вашингтону сообща и твердо не уступят в иранском вопросе ни ЕС, ни Китай, ни Россия, а Иран будет жестко придерживаться уже утвержденных позиций по СВПД, американцы могут оказаться в серьезной изоляции во всем, что касается ядерной сделки. Они, конечно, могут выйти из нее в одностороннем порядке, но «единый фронт» других участников соглашения проигнорирует американские санкции: а это уже будет говорить о поражении США, чего они очень не любят и никогда не признают. А значит, будут шантажировать мир еще одной войной на Ближнем Востоке.

Но что они получат взамен? То есть в случае, если Евросоюз все же не отдаст Иран на откуп? А получит Вашингтон серьезную трещину в евроатлантическом единстве, которая, в принципе, уже наметилась и без иранского фактора — речь, в частности, идет о намерении ЕС создать собственную армию, рассматриваемую многими аналитиками как «альтернативу НАТО», в котором доминируют США.

Напомним, СВПД — далеко не первый международный договор, из которого США грозятся выйти в одностороннем порядке: вспомним историю с Транстихоокеанским торговым партнерством, Парижским соглашением по климату, Трансатлантическим торговым соглашением. То есть не только Европе, но и другим становится понятно: надежным партнером Вашингтон рассматриваться не может, что бьет по его претензии не только сохранить, но и «нарастить» статус глобальной сверхдержавы. Но возможно ли это, когда государство с такими замашками выступает практически против всех, а теперь уже и вопреки международным договоренностям, достигнутым при прежней администрации США.

Вернемся к собственно Ирану. Капитулировать здесь, конечно, не станут, что подтверждает и недавнее заявление верховного лидера аятоллы Али Хаменеи, размещенное на его сайте. В соответствии с ним, Тегеран не собирается вести переговоры с США и европейскими странами о своем «присутствии» в ближневосточном регионе: «Какое ваше дело? Почему вы здесь? Это наш регион. … С вами мы поговорим, когда захотим присутствовать в США». По словам Хаменеи, «несмотря на повсеместное коррумпированное и крамольное присутствие США, они регулярно высказывают недовольство по поводу присутствия Ирана в регионе».

Теперь дело за Европой, потому что Россия и Китай СВПД не сдадут. Надо думать, Брюссель все же не уступит своих позиций американцам в ущерб собственным интересам. Ну, а если уступит, это будет означать «закат Европы» со всеми вытекающими отсюда долгосрочными и унизительными для нее последствиями.

Ирина Джорбенадзе