Posted 23 марта 2018,, 18:05

Published 23 марта 2018,, 18:05

Modified 31 января, 18:54

Updated 31 января, 18:54

Гранаты у нее не той системы

23 марта 2018, 18:05
Надя Савченко все же отправилась на нары — теперь уже украинские, минимум на два месяца. Суд решил, что она действительно хотела «взорвать власть», причем при помощи настоящих минометов.

Два года назад, 22 марта Донецкий суд Ростовской области Российской Федерации приговорил Надежду Савченко к 22 годам тюрьмы. Символично, что в 2018 году, именно в этот же мартовский день зеленый свет для ареста уже народного депутата дал украинский парламент. Ее обвиняют в планировании теракта, подготовке государственного переворота и организации покушения на первых лиц государства. Ну и еще «по мелочи» — в запугивании населения, дестабилизации обстановки в стране, сотрудничестве с врагами государства, перевозке оружия через границу и т. д.

Собственно говоря, то, что «что-то такое, может, и было», не вызывает особого удивления у украинской общественности. К гипертемпераменту Савченко, нежеланию замалчивать проблемы, остроте языка, бескомпромиссности, эксцентричности, граничащей с неадекватностью, уже привыкли. Интереснее, чем все теперь закончится. Говорили о двух основных вариантах: либо Героя Украины посадят надолго, «похоронив» ее как политика, либо с тюремных нар она пересядет прямо в президентское кресло вместо Порошенко.

В первом, более вероятном случае закончится этап борьбы с «буйной» оппозицией, способной консолидировать вокруг себя недовольных властью и направить их усилия в насильственную реструктуризацию управленческих структур государства. Знающие слишком много и вечно «сующие свой нос» в дела верхушки страны вожаки — типа Саакашвили и Савченко — будут окончательно нейтрализованы. Сначала уберут всех инакомыслящих, потом примутся за «бывших своих».

С остальными либо уже договорились, либо еще будут договариваться, но главное, что это возможно — вопрос цены. Посадив Савченко, власть получит карт-бланш для зачистки недовольных и слишком разговорчивых. Наверняка появится множество разоблаченных «агентов Кремля», запустивших свои «щупальца» во все сферы украинской жизни, «купленных Москвой журналистов» и подпольных боевиков, ждущих своего часа.

Конкретно в Савченко нынешней власти неудобно не то, что она знает больше других и постоянно их критикует, нет. Этим сейчас занимаются практически все на Украине. Вот взять, например, радикала Олега Ляшко, который, кстати, заявил журналистам в Раде, что «Савченко, которую вызволяли из плена всем миром — это самое тяжелое разочарование украинцев». Когда политик, в прошлом журналист, рассказывает о судьбах несчастного голодного народа — хочется плакать. Но вера в его радение за народ как-то сразу перечеркивается основательно укрепляющимся финансовым положением главного радикала и наличием у него загородных особняков, деньги на которые он якобы выиграл на тотализаторе. А у Савченко нет ни яхт, ни дорогих авто, ни счетов в банках. Она, вроде бы, полностью соответствует народному запросу на человека во власти, который не будет воровать. Ее не получилось «купить» ни звездой Героя, ни депутатским мандатом. Рот не закрыла. И не для того, чтобы хвалить.

А еще опальный политик вытащила на свет и громко озвучила опасную для конкретных высших лиц мысль о том, что бороться с закрепившимися у руля государства «слугами олигархов» законными методами — бесполезно. А ведь редкий украинец не мечтает выстроить в ряд власть имущих и расстрелять их в назидание другим. Возможно, именно эта популярная в народе идея заставила в срочном порядке предпринять меры против Савченко. Не имей она авторитета в народе и не призывай к практическим действиям, пусть бы себе вякала. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что этот же самый народ на самой «верхушке» народную героиню не видит: если верить опросам, «президентский рейтинг» у нее где-то в районе одного процента.

Знающий толк в политических интригах и имеющий серьезный админресурс Петр Порошенко естественно пытается придать происходящему процессу видимость правового, но по ходу все же вылезает слишком много «белых ниток». Савченко во время заседания Шевченковского суда в Киеве, рассматривающего вопрос о мере пресечения к ней, отметила, что президент и премьер Владимир Гройсман уже нарушили закон, поздравив СБУ с предотвращением «кровавых терактов» и арестом подозреваемой. «Я еще не арестована, моя вина не доказана, приговор не вынесен, а вы своими словами оказываете давление на суд, во всеуслышание раздаете инструкции, какого именно решения вы ждете от судьи». Правда, некоторые журналисты ее тут же поправили: дескать, руководители государства благодарили силовиков лишь «за качественную работу» по поддержанию правопорядка в стране. Хотя велика ли разница? В итоге ведь все равно «злодейку поймали».

Не прошла мимо общественности и версия о попытке Порошенко повысить свой рейтинг в президентской гонке. Ведь согласно последнему опроса КМИС, он обвалился до 9,8%. Даже за Ляшко (15,5%) и Анатолия Гриценко (12,5%) готовы проголосовать больше людей. Компанию по популярности Петру Алексеевичу теперь составляют Юрий Бойко (9,7%) и Вадим Рабинович (9,5%). Юлия Тимошенко на первом месте с 24,6% голосов избирателей. Вероятно, поэтому Тимошенко тут же припомнили «целования» с Савченко и продвижение летчицы в политику с мандатом от Юли.

«Как говорится, война войной, а выборы не за горами, и Петру кровь из десен нужно как-то остановить рост Тимошенко, которая его обошла уже в два раза. А тут такой случай подвернулся, — отмечает журналист Денис Гороховский в Facebook. — У электората память короткая, но мы же помним, чьи СМИ из пленной Савченко делали героиню. Как из наводчицы батальона „Айдар“ она вдруг стала „украинской летчицей“ и бла-бла-бла».

Но опытная Тимошенко и тут вышла из положения изящно: она попросту не пришла голосовать за арест Савченко, поскольку, согласно сведениям экс-депутата Тараса Черновола, встречалась в Израиле с беглым олигархом Игорем Коломойским. Потом сказала, что «за лишение иммунитета, но против того, чтобы бросать в камеру».

Справедливости ради нужно сказать, что не всем украинцам пришлись по душе действия Савченко. Многие согласились с генеральным прокурором Луценко, что теракты — это уже чересчур, и что им нужно жестко противодействовать. А подозрения в сотрудничестве с российскими спецслужбами и вовсе восприняты как действия недостойные звания Героя Украины.

На Западе, ранее тоже проявившем большую любовь к Савченко, отреагировали сдержанно. Не исключено, что в Европейском парламенте будут призывать к освобождению задержанной, однако сейчас пока только наблюдают за ситуацией. «Мы посмотрим, что происходит. Нам нужно будет (посмотреть) на то, каковы факты, и затем, если будет необходимо, мы призовем к ее освобождению», — сказал глава ЕП Антонио Таяни на пресс-конференции в рамках саммита глав государств ЕС.

И такую «наблюдательную» позицию заняли многие. Савченко, в отличие от Саакашвили, не побеспокоилась о группе поддержки, массовых митингов за нее что-то не наблюдается. Может, она рассчитывает на помощь бывших сослуживцев? Ведь она говорила в Раде, что каждый уважающий себя военный предпочтет переворот тому, что происходит в стране.

Однако, по мнению юристов, в правовом поле Надежда «наломала немало дров», а потому — шансы оказаться за решеткой у нее высоки. По словам прокуроров, ей «светит» 15 лет строгого режима, а то и вовсе пожизненное заключение. Хотя есть предположение, что ее попытаются признать душевнобольной и упечь в психушку. Но очень многие, веря в «несгибаемость» своей героини, ждут продолжения ее приключений, в которые могут быть вовлечены и широкие слои общественности, не теряющие надежды на очередной Майдан.

Валентин Корж, Днепр, Украина