Posted 28 марта 2018,, 17:08

Published 28 марта 2018,, 17:08

Modified 30 марта, 20:18

Updated 30 марта, 20:18

Стоит ли Украине бояться «Северных потоков»?

28 марта 2018, 17:08
Возможно, Порошенко не нужно бороться с Nord stream-2, поскольку основная угроза для газотранспортных интересов Киева «идет» с юга.

«Танцы» вокруг российских газовых «потоков» — южных, северных, турецких — подтверждают мнение о том, что нынешнее столетие станет периодом острейшей борьбы за обладание энергоресурсами. Правда, сегодня мало иметь в своих недрах углеводороды и найти на них покупателя, — теперь нужно умудриться доставить ему товар таким образом, чтобы цена транспортировки не была существенно большей, чем у конкурентов. Рокфеллер, впервые в свое время применивший новый в ту пору метод перемещения нефтепродуктов на дальние расстояния, разрушил монополию железных дорог в Америке, но он не имел таких серьезных противников, которых сейчас в «войне транзитеров» получила Россия.

«Украина поимела несчастье стать обладателем „куска трубы“ на стратегическом направлении и, на свою беду, успела пристраститься к получению легкой выгоды. Если бы не было доходов от транзита газа — возможно пришлось бы шевелить извилинами и развивать то ли сельское хозяйство, то ли более высокодоходные технологии, например — космос, — комментирует ситуацию „Росбалту“ преподаватель политэкономии университета в Каменском, попросивший не называть своего имени. — Но так как угрозы с этой стороны не хотели замечать, то шли по легкому пути, не задумываясь о будущем и пользуясь слабым контролем, коррумпированностью власти для эксплуатации общенациональных ресурсов и сколачивания крупных частных капиталов».

В итоге Украина попала в ситуацию, когда часть острых мировых конфликтов крутится вокруг нее. Подобное внимание можно было бы назвать лестным, если бы «украинскую карту» не разыгрывали без ее участия. Страну, которая некогда считалась экономически перспективной, — больше не воспринимают в качестве равноценного игрока, способного на самостоятельные сильные шаги, считает эксперт.

Президент Порошенко «в истерике» обращается к мировому сообществу с просьбой блокировать строительство «Северного потока-2». А что сообщество? Как отреагирует? Как это ни печально для Украины, похоже, что за ее экономические интересы серьезные союзники в Европе сражаться не собираются. Но зато США угрожают ввести санкции против участников проекта, пусть при этом американцы отстаивают не украинские, а собственные, корыстные интересы. Как заявила начальник пресс-службы Госдепартамента Хезер Науэрт, внешнеполитическое ведомство «потратило много времени» на то, чтобы объяснить всем негативные для них «последствия CAATSA» — применение закона «О противодействии противникам США посредством санкций».

«Мы, как правительство Соединенных Штатов, выступаем против проекта „Северный поток—2“. Мы считаем, что проект „Северный поток—2“ подорвет в целом энергетическую безопасность и стабильность Европы. Он предоставит России еще одно средство для оказания давления на европейские страны, особенно на такие, как Украина», — заявила дипломат. В пример Госдеп приводит ситуацию, когда Россия якобы «отключила трубопровод в середине зимы и оставила некоторые семьи без тепла», тем самым «делая вид», что его заботит исключительно Украина. «Никто в Госдепартаменте не верит, что блокировкой „Северного потока“ можно изменить поведение России. Но можно поддержать Украину в ее стремлении к европейскому будущему», — заявила заместитель помощника госсекретаря США Сандра Оудкирк журналистам на брифинге.

В Германии приняли к сведению мнение американцев, но позиция Берлина остается прежней. «Позиция правительства Германии ясна, она излагалась неоднократно — это проект экономический, и он, разумеется, должен быть реализован в соответствии с европейским и национальным законодательством», — заявляют журналистам в Минэкономики ФРГ. Ранее Мартин Шульц, тогда еще лидер СДПГ, говорил в одном из интервью, «что США наметили курс в энергетической политике, который опасен (…) и направлен, прежде всего, против Германии».

Достаточно жестко на недавнее принятие законопроекта в США отреагировал один из акционеров «Северного потока» — компания Wintershall, отметив, что не намерен считаться с украинскими интересами. «Это не наша задача как компании — консолидировать бюджет Украины», — подчеркнул глава корпорации Марио Мерен в комментарии Der Spiegel, указав на плохое состояние украинской газотранспортной системы. По его словам, на протяжении десятилетий европейские потребители платили миллиарды за транзит газа через Украину, но эти деньги Киев тратил «на что угодно, только не на обслуживание трубопроводов».

По мнению директора энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений Валентина Землянского, если исходить из логики упомянутых заявлений представителя Госдепа о том, что «русские морозили Украину», то остановка строительства «Северного потока—2» никак не страхует Европу от «закрытия вентиля» на украинском направлении. Зато налицо прямое вмешательство Вашингтона в дела Европы. А с учетом постоянных «намеков» о возможности поставок сжиженного газа из США, его можно рассматривать и как лоббирование интересов собственных компаний путем политического давления.

«В чем разница: приостанавливать по украинскому маршруту или по „Северному потоку—2“? А с учетом того, что Украина сейчас находится в сфере влияния Соединенных Штатов, то есть понимание того, что они пытаются взять под контроль основной маршрут поставок российского газа в европейские страны, то есть сохранить транзит по украинской территории, для того, чтобы его контролировать. Никакими интересами Украины в данном случае и близко не пахнет», — пишет Землянский в своем блоге.

Правда, при этом эксперт называет крайне сомнительной версию, что как только США наладят поставки сжиженного газа на европейский рынок, они потеряют интерес к украинской ГТС и транзит по ней прекратится. Слишком неравны возможности США в поставках сжиженного газа из-за океана, с российскими поставками по трубопроводам.

Однако вернемся к СП-2. Еще осенью прошлого года юридический департамент Совета ЕС подтвердил, что Еврокомиссия не может заблокировать его достройку. Одной из причин этого является тезис о том, что после появления новой трубы надежность поставок не уменьшится, а возрастет, поскольку сократит зависимость от государств-транзитеров. Если следовать логике данного заявления, то энергетической безопасности ЕС угрожает не усиление зависимости от поставок российского «голубого топлива», а «газовая война» между РФ и государствами-транзитерами.

Всей Европе ясно, что «Северный поток-2» становится альтернативой поставок через украинскую территорию, а потому — от посредника проще избавиться, чем становиться зависимым от исхода войны между Украиной и РФ. После постройки новой трубы уже никто не полетит в Киев, чтобы помочь разобраться в очередной проблеме. Германия уже готова дать разрешение на строительство «Северного потока-2», утверждает директор специальных проектов украинского НТЦ «Психея» Рябцев, а потому проект, скорее всего, будет осуществлен.

«Ровно та же ситуация с Австрией, Великобританией, Италией, Нидерландами, Финляндией, Францией, Швецией, Швейцарией и другими государствами, компании которых так или иначе вовлечены в проект, — пишет Рябцев в своем блоге. — В первую очередь, они преследуют свои национальные интересы, и это является их приоритетом. Если страна заинтересована в том или ином проекте — она будет его поддерживать. Это как раз то, чему стоило бы поучиться и Украине. К сожалению, наши политики предпочитают лишь подпевать кому-то, а не заводить собственную песню».

Сейчас мало кто вспоминает, что газопровод «Союз», «фрагментом» которого является ГТС Украины, строился при куда более активном противодействии США. Тогда администрацией Рональда Рейгана против участников строительства были введены санкции, много более существенные, чем те, что обсуждаются сегодня. В частности, был запрещен экспорт технологий и заблокированы финансовые операции банка, обслуживавшего строительство, но и тогда ФРГ пошла на сделку с «ненавистным СССР». Проявит ли Европа подобную «несгибаемость» сейчас? Это станет ясно в течение текущего года, считают многие эксперты.

Хотя, возможно, события будут развиваться гораздо быстрее. «Почти что сегодня», 27 марта, компания Nord Stream 2 AG получила разрешение на строительство и эксплуатацию газопровода в германской исключительной экономической зоне. Федеральное ведомство по судоходству и гидрографии «дало добро» на строительство «последнего» 30-километрового отрезка газопровода. «Мы рады, что все необходимые разрешения для германского участка общей протяженностью 85 километров получены», — цитирует пресс-служба компании менеджера Nord Stream 2 AG Йенса Ланге. Теперь осталось наблюдать насколько далеко пойдут Штаты в применении санкций к «нарушителям конвенции» и чем им ответят.

А вот что делать Украине — сказать сложно. Хотя, по мнению некоторых специалистов, шансы сохранить транзит российского газа у нее есть. Дело в том, что с конца 1990-х он идет в Европу двумя основными маршрутами: через Украину и Словакию — по газопроводам «Союз» и «Дружба», и через Беларусь и Польшу — по газопроводу «Ямал-Европа». По «Союзу» газ транспортируется с оренбургского и среднеазиатского направления, по «Дружбе» — из Надыма (север Западной Сибири), по «Ямалу» — с Ямальского полуострова. Между тем основной ресурсной базой обеих веток «Северного потока» является Южно-Русское месторождение, расположенное на полуострове Ямал. Поэтому строительство «СП-2» угрожает, в первую очередь, Польше, так как является прямой альтернативой газопроводу «Ямал-Европа», идущего через эту страну в Германию. И поляки это понимают, как никто другой, поэтому и «шумят».

Сегодня почему-то считается, что основной целью «агрессивной России» является «строительство газопроводов в обход Украины». Но непосредственной альтернативой идущему через нее «Союзу» являются проекты, конкурирующие с ним по ресурсной базе, а именно — «Турецкий поток», пришедший на смену несостоявшемуся «Южному», который прокладывается по дну Черного моря. Именно он способен существенно сократить транспортное плечо между Россией и государствами Юго-Восточной и Южной Европы, сведя к нулю транзитные преимущества Украины. Поэтому, считают многие эксперты, команда Порошенко должна была сосредоточить свое внимание не на Севере, а на Юге, но драка сегодня вовсю идет за СП-2.

Валентин Корж, Днепр, Украина