Posted 3 апреля 2018,, 07:59

Published 3 апреля 2018,, 07:59

Modified 31 января, 19:00

Updated 31 января, 19:00

Минск, Рига и Вильнюс погрязли в «финансовых интригах»

3 апреля 2018, 07:59
Вкладчики латвийских банков переводят деньги в Белоруссию, а в Литве почему-то всерьез боятся инвестиций из «заповедника социализма» в свой FinTech.

Минувшие февраль и март стали настоящим «чистилищем» для банков Латвии. В 90-х страна позиционировала себя как «восточноевропейскую Швейцарию»: ее банки, не задавая лишних вопросов, давали приют, в том числе, и «грязным» капиталам из стран бывшего СССР. Эта практика сократилась в объемах после кризиса 2008 года, но не прекращалась полностью. И вот в начале нынешнего года под давлением международных структур латвийские банки закрыли возможность для хранение у них денег тысячам клиентов из России, Украины, Беларуси и других стран бывшего Союза.

Началось все после того, как власти США предъявили претензии к банку ABLV. Его обвинили в нарушении международных санкций и операциях по отмыванию денег. Затем подключился Европол — с аналогичными обвинениями. После этого уже власти Латвии потребовали от всех банков страны полностью прекратить обслуживание «потенциально неблагонадежных нерезидентов». Следствием стало массовое изъятие вкладов, из-за чего ABLV Bank был вынужден объявить о самоликвидации.

19 марта Банк Rietumu разослал своим клиентам-нерезидентам требования закрыть их счета. Регулирующие органы охарактеризовали таких клиентов как shell companies, то есть «фирмы-пустышки». Все операции с ними банки обязаны прекратить с 21 мая 2018 года.

Все это имеет интересное продолжение: многие вкладчики пытаются теперь перевести свои деньги из Латвии в Белоруссию. Крупнейший белорусский портал Tut.by со ссылкой на свои источники сообщает, что в банки поступает все больше таких запросов. «Когда к происхождению твоего капитала есть много вопросов, то лучше выбирать более тихие „гавани“. Это очень странно — сначала выводить деньги в Латвию, а сейчас их возвращать в Беларусь. В стране все-таки не объявлена амнистия капитала», — прокомментировал журналистам ситуацию один из таких источников.

Интересно, что перевести деньги из латвийских банков в белорусские стремятся в основном не белорусы. «Белорусская практика такова: при любом зачислении денег на счет в белорусском банке информация об этом автоматически передается инспекции министерства по налогам и сборам. И если окажется, что гражданин Беларуси без разрешения Нацбанка открыл когда-то счет в Латвии, то ему грозит сперва большой штраф, а потом еще и разбирательство с финансовой милицией на предмет происхождения данных средств, — пояснил „Росбалту“ эту ситуацию белорусский экономист Антон Платов. — Зато подобных проблем не возникает у нерезидентов. Деньгам, скажем, узбекского бизнесмена, переведенным из Латвии, в белорусском банке будут только рады. Так что наверняка в банки Беларуси сейчас пойдут деньги отнюдь не белорусов».

А банкам Латвии остается только «грустить». Сейчас там содержатся вклады на общую сумму 18,37 млрд евро, и это самый низкий уровень за пять последних лет. Только за март их объем упал на 10,5% (на 2,15 млрд евро). Однако латвийская комиссия по рынку финансов и капитала непреклонна: доля вкладов нерезидентов в банках Латвии должна снизиться с 35% до 5%, и только это позволит контролировать риски.

Другие страсти кипят на белорусско-литовском «фронте». Отношения двух стран и так донельзя испорчены строительством АЭС в Островце, на самой границе, в нескольких десятках километров от Вильнюса. И вот теперь Департамент государственной безопасности (ДГБ) и военная разведка Литвы в своем очередном обзоре представили нечто новое. По их мнению, появившаяся в прошлом году возможность создания в Литве специализированных банков открывает возможность для атаки на национальный сектор финансовых технологий (fintech). Причем такая угроза, по мнению литовских спецслужб, исходит от неких «структур, подконтрольных уроженцам России и Беларуси».

Информагентство LETA/BNS цитирует этот документ: «Интерес к этим возможностям активно проявляли и занимающиеся инвестированием компании, компании, предоставляющие различные финансовые услуги, а также предприятия финансовых технологий, происхождение капитала, деятельность и связи которых во враждебных к Литве государствах не соответствуют интересам национальной безопасности». Как видим, в самом обзоре конкретные страны не названы. Однако на пресс-конференции руководитель ДГБ Дарюс Яунишкис сказал, что «это деньги России и Беларуси, которые приходят через оффшорные компании».

Для справки: за 2017 год в Литве было выдано 32 лицензии fintech-компаниям — это почти в два раза больше, чем в 2016-м (17 лицензий). За первый квартал 2018-го выдано уже 8 таких лицензий; еще 20 заявок рассматриваются. Развитие сектора финтех в стране стимулируется Банком Литвы. Его руководители уже не раз заявляли о том, что хотят превратить Вильнюс в региональный центр финансовых технологий. Другие центры поддержки финтех-стартапов в Литве — организации Startup Lithuania и Invest Lithuania. Они занимаются не только организацией инвестиций для уже существующих фирм, но и привлечением в страну перспективных финтех-проектов из стран бывшего Советского Союза. Также задача указанных ведомств — расширять литовский fintech-бизнес на рынок ЕС.

Но теперь уже и в Банке Литвы опасаются, что контролируемые россиянами и белорусами компании направят в литовский финтех так называемые «токсические инвестиции» — то есть такие, которые будут способствовать развитию литовских финтех-компаний не в интересах самой республики. «Риски в связи с инвестициями в fintech находятся под контролем, а лицензионные требования остаются строгими, — заявил официальный представитель Банка Литвы. — При получении лицензии специализированного банка в Литве, как и во всем Евросоюзе, применяются точно такие же высочайшие требования к акционерам банка, репутации и компетентности его руководства, происхождению капитала, как и в отношении традиционного банка. Перед тем как принять решение о выдаче какой бы то ни было лицензии, регулятор всегда обращается в соответствующие ведомства в Литве, которые могут располагать важной информацией для принятия решения о выдаче лицензии».

Наконец, свое мнение по обзору Департамента госбезопасности высказал директор Надзорной службы Банка Литвы Витаутас Валвонис. По его словам, в том случае, если обратившаяся за лицензией финтех-компания не соответствует требованиям национальной безопасности, то работающая при правительстве Литвы специальная комиссия принимает отрицательное решение. «За последний год лицензии на предоставление fintech-услуг не были выданы несколько раз», — резюмировал Валвонис.

Вся эта шумиха — как в Латвии, так и в Литве — еще раз подтверждает высокую степень зависимости экономик этих стран от экономики не только РФ, но и маленькой Белоруссии. Прежде об этой зависимости вспоминали, в основном, когда говорили о транзите белорусских товаров и сырья через прибалтийские порты. Но теперь понятно, что связь этих трех постсоветских стран еще более серьезна.

Денис Лавникевич