Posted 6 апреля 2018,, 06:30

Published 6 апреля 2018,, 06:30

Modified 30 марта, 20:13

Updated 30 марта, 20:13

В Киргизии опять «разлом»

6 апреля 2018, 06:30
Экс-президент Атамбаев претендует на то, чтобы стать в Бишкеке «новым Дэн Сяопином». Ситуация в республике пока не тянет на «тюльпановую революцию», но двоевластием уже запахло.

Киргизия в очередной раз подтвердила свою репутацию самой нестабильной республики в Центральной Азии: спустя четыре месяца после выборов президента — им стал Сооронбай Жээнбеков — в политику вернулся «бывший», Алмазбек Атамбаев, который, собственно, сделал все для победы нынешнего главы государства.

Вероятно, ставка на Жээнбекова была сделана Атамбаевым с дальним прицелом: «порулив» Киргизией в течение шести лет, он так вошел во вкус, что ему трудно было расстаться с властью, однако конституция другого выхода не оставляла. Но имелся в виду уже апробированный в свое время в соседнем Китае вариант — стать при Жээнбекове, который считается человеком мягким, не конфликтным и не шибко инициативным, теневой фигурой влияния — своего рода Дэн Сяопином киргизского разлива. Однако Атамбаев недооценил своего преемника, и дело не выгорело.

Новый президент провел «чистку» в рядах чиновников высокого уровня из команды Атамбаева и заявил о тотальной коррупции в стране, особенно в силовых структурах и судебной власти, фактически сведя на «нет» все те «достижения», которыми козырял экс-президент. Соответственно, Жээнбеков не стал проводить навязываемую ему «благодетелем» государственную и кадровую политику, частично подорвав влияние последнего во властных структурах.

Смолчать импульсивному, конфликтному и несдержанному на язык Атамбаеву было, конечно, сложно. И он ответил непокорному «младшему брату и другу» — так экс-президент именует Жээнбекова, хотя разница в возрасте у них составляет всего два года — на съезде правящей Социал-демократической партии республики (СДПК). И вслед за этим «развил тему» на брифинге с ненавистными ему журналистами, которых он, как и представителей гражданского общества, величал, в лучшем случае, «дерьмом» и «вонючками».

Надо сказать, что съезд этот, при всей «приверженности» Атамбаева к «демократии», прошел весьма «тоталитарно». Во-первых, делегаты на него были приглашены выборочно. При этом примечательно, что брат нынешнего президента, депутат парламента от СДПК, зван не был. Во-вторых, прессу на партийный «междусобойчик» не допустили. В-третьих, Атамбаев был единственным кандидатом на пост председателя партии и, разумеется, утвержден в качестве такового.

Но информация с этого закрытого действа все же просочилась: многие делегаты не смогли сдержать своего возмущения грубым нарушением порядка избрания председателя СДПК и поставили под сомнение его легитимность. Иные же рассказали, как темпераментно Атамбаев обвинял Жээнбекова (кандидатуру которого сам яростно отстаивал, разругавшись со многими, в том числе с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, заподозрив его в лоббировании соперника своего фаворита) в провале борьбы с коррупцией. Чернил он Жээнбекова и по другим статьям, но совершенно не скрывал, что давал ему «дельные» советы по кадровой политике: правда — впустую.

Выход у Атамбаева сейчас только один — расколоть СДПК, что, вероятно, уже произошло, поскольку многие члены партии на дух не выносят экс-президента, и попытаться установить в республике двоевластие. Разумеется, это приведет к серьезному политическому кризису, а затем, скорее всего, к попытке очередной революции — собственно, это и есть «конек» Атамбаева. И теперь очень многое будет зависеть от стойкости Жээнбекова и его способности консолидировать вокруг себя «правильных» людей, перекрыть экс-президенту «кислород» во всех ветвях власти — в некоторых он еще пользуется определенным влиянием.

А пока Жээнбеков, после скандального съезда и брифинга, освободил от должности атамбаевского начальника 9-й службы Государственного комитета национальной безопасности Дамира Мусакеева — структура эта обеспечивает безопасность первых лиц государства и охрану стратегических объектов.

Может ли Атамбаев перейти к «физическим действиям» в отношении президента? Вряд ли, хотя в республике муссируются слухи, что «потасовка» между ними уже имела место. Атамбаев их категорически опроверг. Но дело ведь не только в банальном, но неприличном для президентов «набить морду»: революционеры, как правило, начинают перевороты с блокирования стратегических объектов и ограничения свободы первых лиц государства.

Говоря о брифинге, состоявшемся после съезда. На нем Атамбаев фактически саморазвенчался. Назвав Жээнбекова «хорошим парнем», он рассказал, что среди прочих советов дал ему такие: «Держать семью подальше от власти» и «Не повторять ошибок Акаева и Бакиева». Намек, надо сказать, весьма прозрачный: оба экс-президента Киргизии были свергнуты в результате «цветных переворотов». Кстати, Атамбаев настоятельно требовал от президента, чтобы его брат отказался от депутатского мандата: говорят, что «депутат Жээнбеков — парень с головой, много знает, и Алмазбек его побаивается».

Да, подтвердил экс-президент, ему придется снова заняться политикой, чтобы подготовить СДПК к парламентским выборам 2020 года: «Партия должна взять на себя какую-то долю ответственности, чтобы страна развивалась демократическим путем, помогать президенту и парламенту». И вообще Атамбаев желает, чтобы в Киргизии было несколько «системных партий», на что и будет «работать».

Он подтвердил, что на правах «старшего брата» говорит Жээнбекову «неприятные слова», и тот «все это слушает». «Думаю, и выводы делает правильные», — сказал «бывший». При этом новый киргизский «партайгеноссе» заверил, что республике «больше не нужны никакие революции».

Но от навязчивых советов президенту он и не думает отказываться. И от создания второго центра влияния в стране — тоже. Инерция власти — дело опасное, и именно им увлекся сейчас Атамбаев. Вряд ли это понравится киргизскому обществу, уставшему от бесконечных внутриполитических разборок. Но они, вероятно, неизбежны: считается, что Атамбаев располагает серьезными рычагами влияния в силовых структурах, включая Службу национальной безопасности. Однако в парламенте страны его акции сильно упали — все же с Жээнбековым работать спокойнее.

Между тем, чтобы не допустить очередного «тюльпанного пиршества», президенту Киргизии придется радикально «зачищать» силовые структуры и, скорее, этим он завоюет расположение оппозиции, крайне негативно относящейся к Атамбаеву — и в деловом, и в личностном плане. Прецедент уже есть — партия «Замандаш» переметнулась к Жээнбекову и пока спокойно сотрудничает с его командой.

Но рассчитывать на то, что все оппозиционное поле окажется на стороне президента, — не стоит: Атамбаев-то не лыком шит, имеет большой политический опыт и еще большие амбиции. Так что решающая схватка между бывшим и нынешним президентом Киргизии еще впереди.

Ирина Джорбенадзе