Posted 9 апреля 2018,, 14:13

Published 9 апреля 2018,, 14:13

Modified 31 января, 19:04

Updated 31 января, 19:04

Венгрия буксует на обочине ЕС

9 апреля 2018, 14:13
Виктор Орбан и его партия евроскептиков ФИДЕС третий раз подряд одержали уверенную победу на парламентских выборах.

Российские политики не скрывают своей радости — один из их главных союзников в ЕС не только сохранил, но и укрепил свою власть. При весьма высокой явке (по официальным данным), почти 70% венгерских избирателей поддержали правящий режим Виктора Орбана.

Его партия ФИДЕС на выборы шла под лозунгами, далекими от политической и экономической реальности Венгрии. Главными идеями были борьба против мигрантов, а также мецената Джорджа Сороса и Еврокомиссии, которые якобы мечтают заселить венгерские земли выходцами с Ближнего Востока и из Северной Африки.

С учетом того, что Орбан, по российскому образцу, отказался от дебатов с оппозицией, актуальные экономические и социальные проблемы во время предвыборной кампании правящей партией обсуждались очень слабо. Однако избиратели с удовольствием проголосовали за во многом виртуальную повестку дня. Похоже, что обыватели стран Центральной и Восточной Европы сейчас озабочены мигрантами, которых в этих государствах практически нет, гораздо больше, чем своим нынешним благосостоянием.

Надо заметить, что правительство в Венгрии будет коалиционным. Вместе с союзниками из Христианско-демократической народной партии у ФИДЕС получается 133 мандата из имеющихся 199 в Государственном собрании. Ровно столько же, то есть конституционное большинство, у них было в предыдущем созыве.

Главной оппозиционной силой остается националистическая партия «Йоббик», один из лидеров которой евродепутат Бэла Ковач был обвинен в декабре 2017 года в шпионаже в пользу России. Эта партия получила 26 мандатов вместо 23, которые были у нее в парламенте прошлого созыва. В ходе прошедшей кампании, «Йоббик» старался предстать центристской партией, уходящей с крайне правого фланга, но в сравнении с ФИДЕС это еще более националистическая, антимигрантская сила, готовая рассматривать даже вопрос выхода Венгрии из Европейского Союза. Впрочем, как дальше будет вести себя эта партия пока неясно — ее лидер Габор Вона признал свою стратегию неуспешной и подал в отставку.

В отставку в полном составе уходит и президиум, управлявший венгерской Социалистической партией. В начале 2000-х годов она на равных боролась с ФИДЕС за власть, но сейчас заняла только третье место (менее 20 мандатов). Впрочем, это лучший результат среди условно либеральных партий. У Демократической коалиции менее десяти мандатов, а либералы из объединения LMP («Политика может быть другой») не получили и того. Их лидер Хадхази Акош также, кстати, подал в отставку.

Фактически эти выборы позволяют говорить о том, что в Венгрии сложилась полуторапартийная система. ФИДЕС и ее лидер Виктор Орбан умело используют все преимущества нахождения у власти, включая возможность административного давления на избирателей и неравный доступ к СМИ. В итоге, они удерживают власть уже третьи выборы подряд, а реальная конкуренция идет только за второе место — между социалистами и ультраправыми.

Оппозиция называет сложившуюся систему «мафиозным государством», в котором все рычаги власти и большая часть бизнеса поставлены под контроль Виктора Орбана и близких к нему предпринимателей, а руководство страной осуществляется в обход формальных государственных институтов.

Неудивительно, что венгерские власти прекрасно находят общий язык с российскими коллегами, даже несмотря на то, что Венгрия отнюдь не позиционирует себя как верный союзник Кремля и, например, в рамках европейской акции солидарности с Великобританией, выслала одного российского дипломата.

В Москве рады очередной победе Виктора Орбана и практически не скрывают реальных причин, по которым он симпатичен российским политикам. В их глазах венгерский премьер — это, в первую очередь, враг Европейского Союза и европейского единства. «Чем больше будет в Европе стран, способных проводить независимую и самодостаточную политику, тем легче будет решать задачу строительства действительно объединенной Европы, включая Россию, а не Европы „для своих и для чужих“, как это пытаются сейчас делать действующие на континенте два замкнутых блока — НАТО и Евросоюз», — вполне недвусмысленно высказался глава комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев, комментируя итоги венгерских выборов.

Что касается Евросоюза, то там, конечно, недовольны популистской политикой Орбана, но в целом уже научились с ним работать и привыкли его терпеть. Надежд на то, что он проиграет эти выборы, было немного, даже с учетом того, что оппозиция накануне голосования обнародовала информацию о том, что в прошлом премьер сам пытался устроиться на работу к Джорджу Соросу, которого сейчас венгерские власти обвиняют едва ли не в попытках колонизировать Венгрию.

Сам же Виктор Орбан в отношениях с Россией и ЕС старается вести себя как тот ласковый теленок, что двух маток сосет (в зависимости от политической конъюнктуры, конечно). И, кстати, ему это так хорошо удается, что власти все большего количества европейских стран, например, Австрии, Словакии, Польши и Чехии, уже всерьез пытаются подражать несменяемому венгерскому лидеру.

Иван Преображенский