Posted 12 апреля 2018,, 16:50

Published 12 апреля 2018,, 16:50

Modified 30 марта, 20:09

Updated 30 марта, 20:09

Украина сыграет на трубе?

12 апреля 2018, 16:50
В Киеве говорят об успешных переговорах своего президента с Ангелой Меркель по газовому транзиту. Эти договоренности «особенно приятны» на фоне финансового обвала в России.

Визит Порошенко в Германию всколыхнул «газовый вопрос», но не изменил ситуацию ни по одной из тем встречи. А цель однодневного вояжа была двоякой: заручиться поддержкой Меркель в вопросе о миротворцах ООН на Донбассе и попытаться убедить свою визави отказаться от участия в «Северном потоке-2». Порошенко имел встречи также с президентом страны Франком-Вальтером Штайнмайером, председателем Бундестага Вольфгангом Шойбле и министром иностранных дел Гайко Маасом. В итоге многие эксперты сочли, что в реальности с вопросом урегулирования конфликта на востоке Украины Берлин хочет помочь, но не может, а с альтернативным проектом доставки газа в Европу — может, но не «горит желанием».

По дороге украинский президент, «заскочил» в Турцию, где, как он написал в Facebook, Реджеп Эрдоган сообщил о готовности участвовать в миротворческой операции на востоке Украины. Но если встречу в Турции СМИ называют рабочей и упоминают вскользь, то посещение Берлина освещают внимательно-придирчиво и, как всегда это бывает в принципиальных вопросах, по которым есть разногласия, — дают противоречивые и взаимоисключающие оценки.

То, с чем Порошенко приехал в Берлин, является, по сути, попыткой инициировать сбор «нормандской четверки», которая несколько «подзабыла свои обязанности». Впрочем, президентские выборы во Франции, а затем — парламентские в Германии несколько деактуализировали проблему Донбасса для Эммануэля Макрона и Ангелы Меркель. С лета 2017 года участники «четверки» не обсуждали «украино-российскую войну», а когда они делали это в последний раз, то общались по телефону. Поэтому снова настало время собирать эту компанию, так как на повестке дня стоит весьма важный вопрос направления миротворческого контингента ООН на Донбасс.

Уже известно, что эту тему руководители Украины, Франции и Германии основательно обсудят во время трехсторонней встречи в немецком городе Аахене, которая состоится в мае. Президент РФ Владимир Путин на переговоры не приглашен. То ли для него будут готовить некую согласованную позицию, то ли в его отсутствие, чтобы не ставить Порошенко в неловкое положение, украинского президента будут уговаривать быть «помягче».

Примечательно, что пророссийские медиа оценивают результаты нынешней поездки Петра Порошенко в Германию как откровенно провальные. Дескать, Меркель встретила его прохладно, ничего конкретного не пообещала, на «газовую» тему говорила кратко и неохотно, чуть ли не «сквозь зубы», а непосредственно перед переговорами так и вообще звонила Путину и заверяла его в приверженности проекту «Северный поток-2». То есть — полная победа российской дипломатии, после которой Украине можно начинать «пилить свою транзитную трубу» на металлолом.

Проукраинские же СМИ также торжествуют: на фоне финансового обвала в Москве — колоссально-удачный визит Порошенко, ставшем одним из первых иностранных лидеров, которого приняли в ФРГ после формирования нового правительства и переизбрания Ангелы Меркель канцлером; высшие чины в Берлине говорят, что Украина — особый партнер, на которого тут возлагают большие надежды; Германия готова к продолжению санкций против России; «Газпром» «включает заднюю» и обещает Украине транзит даже при «Северном потоке-2»; и самое главное — Меркель вслух сказала, что Украина должна остаться транзитером.

Кремлевским пропагандистам, твердящим о неудачах Украины, действительно стоило бы обратить внимание на то, что Порошенко умело «перекроил» повестку встречи в Берлине, где, вроде бы, должны были обсуждать только вопросы Донбасса и детали «безвиза». Но альтернативный газопровод, хоть и медленно, из теоретической плоскости переползает в угрожающую ощутимыми потерями для Украины реальность — вот уже и власти Финляндии окончательно разрешили строить в своей исключительной экономической зоне «СП-2». И вот накануне встречи с Меркель Порошенко «бесстрашно» назвал «Северный поток-2» политической взяткой за лояльность к России, что привлекло внимание международной прессы и всколыхнуло бурное обсуждение «нравственности» проекта в немецком обществе.

«Ангела Меркель явно не хотела эту тему затрагивать, она ей сейчас не особенно нужна, и она предпочла бы отделить газ от политики, — заявил политолог Тарас Чорновил в комментарии УНН. — Но Порошенко спровоцировал эту ситуацию своим интервью в немецких СМИ, где была очень жестоко запущена фраза, на которую уже нельзя не реагировать. Поэтому, так или иначе, избежать этого разговора не удалось». И хоть предпочтительность и экономичность украинского маршрута, разрекламированная президентом страны-транзитера, по-прежнему вызывает у немцев сомнения, мысли о том, что сотрудничать с «империей зла» не совсем хорошо, доведены до многих бюргеров. К тому же в Европарламенте есть коалиция, выступающая против Nordstream и, по уверениям Порошенко, ее шансы в борьбе против нового газопровода высоки.

Многие «киевские СМИ» по результатам берлинского рандеву написали, что «Газпром» сдался, пообещав сохранить транзит через Украину. В общем-то, это «почти правда». Действительно пообещали, только очень маленький. Алексей Миллер говорил о сокращении транзита на порядок — до 10-15 млрд кубометров в год. Но для Киева это еще хуже, чем полное его отсутствие.

Объем транспортировки российского газа через Украину должен достигать как минимум 40 млрд кубометров в год, прокачка меньших объемов будет для страны экономически невыгодной, об этом заявил министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик, комментируя слова председателя правления «Газпрома». «Наша страна не пойдет на такие объемы. Для Украины это невыгодно! При таких обстоятельствах нам нужно будет еще вкладывать свои средства, чтобы прокачивать этот объем газа», — заявил он на брифинге.

Впрочем, некоторые специалисты считают, что в своих высказываниях лукавят обе стороны: россияне занижают объем транзита, который они якобы готовы оставить Украине, а Киев, наоборот — завышает цифры минимальных пропускных мощностей, пытаясь создать панику. Во-первых, останется газ, который закупает сама Украина — напрямую или через западных посредников. А это не менее 20 млрд кубов. Во-вторых, есть газ для Чехии, Венгрии и Румынии, который выгоднее транспортировать через Украину. Так что в реальности транзит может уменьшиться не в 10, а в 2-3 раза.

Однако и этого достаточно, чтобы украинский бюджет потерял миллиарды долларов прибыли, о которых говорит «Нафтогаз». Вот за это и идет вся борьба. Германия отлично понимает свою выгоду, ведь часть доходов от уменьшения украинского транзита осядет в немецких карманах, да и, вероятней всего, на «европейской безопасности» никак не скажется. Так что, похоже, своими аргументами украинская власть убеждает только сама себя. Трудно не понимать, чтобы наполнить трубу российским газом, нужно либо вынудить РФ на это, либо сделать ей выгодное предложение. Но только для первого варианта силы соперников неравны (даже несмотря на поддержку Украины со стороны США), а для второго необходимо забыть о политике и начать разговаривать на языке экономики.

Валентин Корж, Днепр, Украина