Posted 12 апреля 2018,, 14:19

Published 12 апреля 2018,, 14:19

Modified 31 января, 19:07

Updated 31 января, 19:07

«Северный поток» просачивается на Запад

12 апреля 2018, 14:19
Финляндия стала второй страной, официально давшей согласие на строительство газопровода в обход Украины.

Финские власти последовали примеру немецких коллег — агентство по региональному управлению Южной Финляндии 12 апреля выдало окончательное разрешение на использование территориальных вод для прокладки новой ветки газопровода «Северный поток-2» из России в Германию. Таким образом, практически не остается препятствий на пути реализации этого проекта, против которого активно выступают власти большинства центрально- и восточноевропейских стран, начиная с Украины.

Как сообщается, длина финского участка «Северного потока-2» составит 374 километра. Трубы пойдут практически параллельно тем, что проложены при строительстве уже функционирующего «Северного потока-1».

Таким образом завершился самый ответственный период борьбы российских и немецких лоббистов проекта на территории Финляндии, официально стартовавший в 2017 году. Теперь на очереди само строительство, к которому неизбежно возникнет масса вопросов и претензий, преимущественно с точки зрения экологической безопасности.

Правда, одной экологией проблемы «Северного потока-2» не ограничиваются. Надо напомнить, что совсем недавно полный комплект разрешений на строительство трубопровода выдала и Германия. Однако 10 апреля в Берлин приехал украинский президент Петр Порошенко. Его главными целями было обсуждение урегулирование военного конфликта на востоке Украины и попытка добиться увязки проекта «Северный поток-2» с гарантиями по сохранению прокачки российского газа через украинскую газотранспортную систему. Эта тема, кстати, живо волнует и ряд стран ЕС, например, Словакию, не имеющую альтернатив поставкам из России.

В итоге, немецкий канцлер Ангела Меркель после встречи с украинским лидером указала на важность сохранения транзита российского газа через территорию Украины и потребовала (правда не в самой категорической форме) такие гарантии от «Газпрома» и Кремля. «Я совершенно четко дала понять, что с нашей точки зрения проект невозможен до тех пор, пока у нас не будет ясности, какова дальнейшая роль украинского транзита», — заявила Меркель, выступая на совместной пресс-конференции с Петром Порошенко.

Россия давать такие гарантии сейчас, когда она судится с Украиной по поводу газовых контрактов, явно не хотела бы. Ранее, напомним, российские руководители неоднократно говорили, что в будущем от транзита через Украину обязательно придется отказаться, поскольку это слишком ненадежный маршрут. Но, в то же время, менеджеры «Газпрома» говорили и о том, что какой-то объем газа в Европу будет неизбежно прокачиваться и через украинскую территорию, потому что иначе европейские потребности просто не удастся удовлетворить. Впрочем, это вовсе не значит, что Москва готова давать какие-то гарантии.

Однако и заявление Меркель тоже не означает, что Германия обязательно заблокирует «Северный поток-2», если Кремль и «Газпром» не дадут Киеву какие-то юридически обязывающие гарантии. Поставить условие и жестко добиваться его исполнения, когда все формальные разрешения уже выданы — это отнюдь не одно и то же. У Германии свои экономические интересы, которые заметно отличаются от интересов Украины или, например, Польши, которая выступает вторым по активности противником постройки «Северного потока-2».

Формальный повод, который использует Варшава, — недостаточная безопасность трубопровода, проложенного по дну Балтийского моря. Реальных же причин больше. Это и борьба с политической зависимостью ЕС от поставок российских энергоносителей, и страх, что сама Польша перестанет быть транзитером российского газа, который по ее территории перегоняют в Германию. Наконец, это нежелание потерять источник дешевого газа для развитой польской химической промышленности, тем более что цену топлива всегда можно снизить, угрожая прекращением транзита.

Таким образом, несмотря на решение Германии и Финляндии, будущее «Северного потока-2» по-прежнему остается вовсе не безоблачным. Однако не приходится и говорить о том, что на его пути стоят непреодолимые препятствия, одним из которых является ультиматум Меркель. Проект явно все ближе к успешному завершению, несмотря на все противоречия России и ЕС по другим вопросам.

Иван Преображенский