Posted 20 апреля 2018,, 06:55

Published 20 апреля 2018,, 06:55

Modified 31 января, 19:12

Updated 31 января, 19:12

В Белоруссии Сеть попалась в сети госконтроля

20 апреля 2018, 06:55
Власти «самой братской» для РФ страны начинают «упорядочивать» интернет-СМИ, заверяя, что сделают это без ущерба для свободы слова.

Белорусский парламент в первом чтении принял поправки в Закон о СМИ, прямо затрагивающие различные аспекты свободы слова в Сети. Например, ликвидируется анонимность сетевых комментариев, повышается ответственность владельцев интернет-ресурсов, а сотрудники таких изданий, не прошедших регистрацию, не смогут считаться журналистами.

Можно ли упорядочить хаос?

2 апреля постоянная комиссия по правам человека, национальным отношениям и СМИ нижней палаты белорусского парламента представила на общественное обсуждение проект, вносящий множество поправок в закон «О средствах массовой информации» и другие акты. Большинство этих изменений прямо затрагивают интернет-издания, их редакции и читателей. Этот законопроект сразу расколол активную часть белорусского общества. По одну сторону оказались многие чиновники и редакторы госСМИ, принявшие точку зрения главного разработчика поправок — министерства информации. Их позицию защищал замминистра Павел Лёгкий. По его словам, в Европе уже давно действуют правовые нормы, аналогичные предлагаемым сейчас в Белоруссии.

«Так, в Германии в 2017 году принят акт о законности в сети, который направлен в частности на борьбу с разжиганием ненависти в соцсетях. Их владельцев ожидают крупные штрафы — до 50 млн евро, если они не будут удалять противозаконный контент. Более того, социальная сеть, даже самая популярная, может быть закрыта, если ее владелец игнорирует требования закона, — цитирует чиновника государственное информагентство БелТА. — Во Франции … также предлагается пересмотреть законодательство о СМИ. С такой инициативой выступил президент Эммануэль Макрон, который считает необходимым усилить контроль над распространением фейков. Практика подсказывает, что выставлять заслон тем же фейкам — жизненная необходимость. Научно доказанный факт: в социальных сетях они распространяются в шесть раз быстрее правды, до стотысячной аудитории доходят в 20 раз оперативнее».

Самые важные изменения из числа предложенных Мининформации — добровольная регистрация интернет-ресурсов в качестве СМИ и обязательная идентификация лиц, размещающих в них материалы, в том числе комментаторов и участников форумов. Чтобы зарегистрировать интернет-сайт в качестве СМИ потребуется соблюсти ряд непростых требований, как и «классическому» медиа. Но в противном случае его журналистов просто не будут нигде аккредитовывать, а чиновники не будут делиться с ними информацией.

Но даже если сайт не зарегистрирован как СМИ, нововведения обязывают владельца интернет-ресурса анализировать его содержание, не допускать размещение запрещенной законом информации, материалов, содержащих нецензурные слова и выражения, выполнять другие требования законодательства в сфере массовой информации.

Позиция министерства проста: эффективнее всего противодействовать распространению ложных новостей и другого деструктива способны сами интернет-СМИ. При этом многие новостные сайты уже давно работают по модели традиционных медиа, так что регистрация в качестве СМИ повысит их ответственность. Правда, пока сохраняется принцип добровольности регистрации.

Также сохранено право государственных органов по своему решению ограничивать доступ к интернет-ресурсам. Формально сайт могут заблокировать, если он будет распространять противозаконную информацию — например, порнографию, «рецепты» изготовления взрывных устройств, «пропагандирующую или побуждающую к самоубийству» и т. п. Доступ к сайту, попавшему в «черный список», может быть восстановлен после обращения его владельца в Мининформ.

Не все изменения касаются интернет-изданий. Так, редакции телеканалов могут обязать «обеспечить объем телепередач белорусского национального производства не менее 30%». Отдельный блок изменений направлен на защиту детей. Например, будет запрещено «распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий».

Спор в парламенте и не только

Еще до начала обсуждения в парламенте вокруг законопроекта разгорелись жаркие споры. Медийщики указывали, что изменения в закон обеспечат приоритет для интернет-ресурсов государственных СМИ.

«Смотрите: сейчас в белорусском сегменте Сети безоговорочно преобладают частные ресурсы. Посмотрите статистику посещаемости: в Топ-10 наиболее посещаемых белорусами сайтов доминируют российские и международные ресурсы, а белорусских только два — порталы Тut.by и Оnliner.by, — поясняет в комментарии для „Росбалта“ Алесь Статкевич, редактор раздела в одном из белорусских интернет-СМИ. — А вот государственные сайты в рейтинге популярности не поднимаются выше 29-й позиции. И это при том, что они с каждым годом получают все больше бюджетных денег. От министерства информации требуют повышения влияния госСМИ, вот они и решили создать для них более выигрышные условия на информационном рынке».

В свою очередь, рядовые интернет-пользователи и правозащитники остро отреагировали на идею ликвидировать анонимность комментариев. Хотя речь идет не о необходимости подписывать каждый пост своими именем-фамилией, а только о том, что реальная личность автора будет известна владельцу сайта — и предоставляться «куда надо» по требованию. Причем это распространяется не только на комментарии к статьям интернет-СМИ, но и на социальные сети. Доступ к ним тоже смогут ограничивать чиновники «министерства правды» (так между собой белорусские журналисты называют Мининформ) без какого-либо судебного решения.

Даже государственные чиновники и редакторы госСМИ в прямом телеэфире всерьез спорили о целесообразности этой меры — невиданный для Белоруссии уровень плюрализма. Журналисты объясняли чиновникам, что да, те действительно получат больше инструментов по борьбе с «деструктивной информацией». Однако не желающие себя раскрывать пользователи просто перейдут на российские или украинские информационные ресурсы. А значит, вся «идеологическая работа» в собственной стране не будет иметь эффекта.

Сам глава Белоруссии предпочитал оставаться «над схваткой». Он говорил о важности госрегулирования информационного поля, но избегал комментировать конкретные меры. 10 апреля, встречаясь с журналистами государственных СМИ, Александр Лукашенко сказал: «Информационные войны стали отличительной чертой XXI столетия. Средства массовой информации превратили в оружие. И знаете, это оружие мощнее, чем ядерное. Потому что малый заряд в виде какой-то новости мгновенно охватывает всю планету. И по силе убийственного воздействия, не факт, что ядерное оружие мощнее».

По его словам, «СМИ — это святое. И если государство может держать в руках эти СМИ, особенно электронные, — государство это должно делать. … Достать молодежь из телефонов и компьютеров и заставить читать газету уже вряд ли получится. Но в таком случаем в интернете мы должны предложить им нечто интересное, правильное и объективное».

19 апреля в Палате представителей белорусского парламента обсуждение долгим не было. Против законопроекта предсказуемо высказались все депутаты от оппозиции — то есть два человека. Они, в частности, обратили внимание на то, что поправки запретят распространение продукции иностранных СМИ в Белоруссии без специального разрешения. Это относится и к интернет-медиа — от них белорусские чиновники теперь при желании тоже смогут потребовать получать разрешения — или обрезать доступ белорусских пользователей к популярным российским сайтам.

Также оппозиционные депутаты пытались узнать, насколько оправдано ликвидировать анонимность комментаторов и ограничивать доступ к сайтам без суда. Чиновники Мининформа были непреклонны — оправдано. В результате законопроект был принят 98 голосами против двух.

Денис Лавникевич, Минск