Posted 24 апреля 2018,, 16:52

Published 24 апреля 2018,, 16:52

Modified 31 января, 19:14

Updated 31 января, 19:14

Запад подталкивает Порошенко «к выходу»?

24 апреля 2018, 16:52
«Компра» от беглого олигарха на президента Украины и следом — «критика» Киева Вашингтоном. Многие сочли это советом Петру Алексеевичу не идти на второй срок.

На Украине начали сбываться прогнозы экспертов: чем ближе президентские выборы, тем больше вбросов компромата на главных претендентов. Беглый нардеп-олигарх Александр Онищенко опубликовал аудиозапись, которая может посадить на одну скамью в суде Порошенко, Тимошенко и его самого. Обвинения настолько серьезны, что, по мнению специалистов, на них невозможно не реагировать ни действующему президенту, ни его главному оппоненту Юлии Владимировне.

Оба фаворита предстоящей президентской гонки стали фигурантами одного скандала. Для кандидатов идти с таким компроматом на выборы молча, делая вид, что ничего не происходит — убийственный абсурд. Вариантов реакции два: признать или опровергнуть. Однако любой из выбранных не смоет «пятно» с их репутации полностью — даже при основательной «зачистке» останутся серьезные «разводы», позволяющие электорату сомневаться в порядочности и законности методов своих избранников.

На последней записи (а их, по утверждению Онищенко, у него много — хватит на регулярные ежемесячные публикации в течение всего оставшегося срока до выборов) мужчина с голосом, похожим на президентский, по сути, обсуждает получение взятки в 10 миллионов долларов от Онищенко и другого беглого олигарха Злочевского. Говорится о возможности закрытия уголовных дел, и «президент» с этим соглашается. Качество записи низкое, но, по мнению знакомых лично с Порошенко, голос узнаваем.

Судя по записям и заявлениям Онищенко, он был посредником между Порошенко и Тимошенко. В отличие от других «фигурантов» пленок, на Юлю пока нет откровенного компромата, но что их связывало? Просто пили чай вместе? Или Онищенко организовывал им встречи и решал с помощью политиков свои «коррупционные вопросы»? А что именно решали Порошенко и Тимошенко при посредничестве олигарха? Почему об этом ничего не говорилось раньше? Эти нюансы должны в большей степени беспокоить Юлию Владимировну, именно от нее ждут разъяснений на эту тему.

Преследуемый нардеп начал анонсировать в Европе и в Украине свою новую книгу о коррупции действующего президента. Книга называется «Петр Пятый. Правдивая история об украинском диктаторе». Онищенко уже упоминал, что книга уникальна тем, что содержит серию до сих пор неизвестных историй о коррупции в окружении Порошенко. Украинское издание «Страна» опубликовало несколько глав этой книги, которая содержит текстограмму расшифровки одной из «пленок Онищенко» с голосом президента, а крупнейшая немецкая газета Die Welt посвятила теме коррупции Петра Порошенко аж несколько полос газеты на основе откровений сбежавшего «правдолюба».

Эта пленка, по мнению Онищенко, объясняют известную, но не разгаданную историю, как и почему были закрыты дела против беглого экс-министра экологии Николая Злочевского.

Для тех, кто подробно не в курсе эпопеи с компроматом Онищенко, стоит уточнить, что выпуск книги всего лишь очередной эпизод остросюжетной украинской истории взаимных разоблачений, из которой можно узнать о подробностях схем слияния бизнеса с властью. Все «закрутилось» почти два года назад, когда в июне 2016 года Александр Онищенко покинул Украину после предъявления обвинений и лишения депутатской неприкосновенности. Немного ранее директор НАБУ Артем Сытник заявил, что Онищенко фигурирует в уголовном деле о злоупотреблениях при реализации газа, добытого при совместной деятельности с ПАО «Укргаздобыча». По версии следователей, он был причастен к схеме незаконного присвоения средств. По предварительным данным, в результате государству был нанесен ущерб на сумму три миллиарда гривен (около 120 миллионов долларов), из которых 1,6 миллиарда — средства, полученные от перепродажи газа посредниками и выведенные через фиктивные предприятия, 1,3 миллиарда — неоплаченная сумма ренты за пользование недрами.

Александр Онищенко в Верховной раде входил в депутатскую группу «Воля народа», в парламент предыдущего созыва его избрали от Партии регионов. Порошенко крайне необходимо было уступить требованиям союзнического Запада и продемонстрировать борьбу с коррупцией. По мнению Онищенко, из него решили сделать «козла отпущения», но он на эту роль не согласился, заручился поддержкой американских правоохранителей и объявил бывшим коллегам по бизнесу и политике войну. Онищенко начал рассказывать шокирующие вещи о том, как по поручению президента подкупал депутатов, вел кампанию по дискредитации экс-премьера Арсения Яценюка, как Порошенко вымогает деньги у крупнейших предпринимателей страны.

Тогда же Александр Онищенко заявил об участии в 2015 году в году в переговорах по покупке канала «112 Украина» по поручению президента. В подтверждение своих слов он предоставил записи телефонных переговоров и сканы документов. Представители БПП опровергали заявление депутата. Владелец «112» Андрей Подщипков называл Онищенко самостоятельным покупателем, выступавшим от собственного имени. В свою очередь бывший креативный директор телеканала Виктор Зубрицкий подтвердил факт переговоров и фактическое участие в них Порошенко.

Кроме этого от Онищенко прозвучало, что:

— Администрация президента через него осуществляла подкуп депутатов для определенных голосований, деньги на что шли из кредитов МВФ;

Петр Порошенко контролирует все госкомпании, отмывает деньги через частные фирмы, а затем использует средства в политических целях;

— Компании Онищенко регулярно выигрывали тендеры в государственной компании «Центрэнерго» на поставку газа, так как он отдавал часть средств людям из близкого окружения главы государства;

— По просьбе неназванного высокопоставленного чиновника он потратил около 30 миллионов долларов на кампанию против премьер-министра Арсения Яценюка.

Также нардеп в декабре 2016 заявил, что у него есть записи соответствующих разговоров c Петром Порошенко, которые он в течение года делал на свои часы с диктофоном, и он эти записи передал американским властям. «У меня есть договоренности с представителями американского правительства не обнародовать эти файлы до определенного момента», — объяснял Онищенко журналистам причину их «засекречивания». Но, видимо, пришло время и он, судя по всему, получив «команду», часть своей фонотеки предоставил «Стране».

Чтобы сложить первичную полноценную картинку «войны компромата», исходящую от Онищенко, необходимо перелопатить сотни материалов в СМИ, часть из которых, безусловно, — фейковая. Однако в народе объясняют суть происходящего незатейливо-просто, «на пальцах»: воровали вместе, потом Порошенко решил слить одну из пешек «по беспределу» (выражение самого Онищенко), а тот, решив, что ему одному тонуть скучно, — в ответ решил слить украинских подельников американцам. Свою тягу к записыванию разговоров, Онищенко объяснил журналистам неуемным аппетитом Порошенко, который задрал размер нелегальных разрешительных пошлин на выгодный бизнес куда выше, чем предыдущая власть. Боялся, что ему, как промежуточному звену, не поверят заинтересованные стороны и заподозрят в самовольных завышениях откатов с целью личного обогащения.

Однако пока Онищенко не даст показаний и представит на экспертизу свой прибор звукозаписи, пока он не даст показаний НАБУ и САП, его заявления могут служить только поводом для предвыборного пиара (среди прочих громких его заявлений прозвучало желание поучаствовать в президентских выборах лично) и разговоров бабушек на лавочке у подъезда. В этом и есть слабость обвинений Онищенко. Он не хочет являться в Украину, не хочет предоставить суду прибор аудиозаписи, не хочет давать показания. Потому что, обвиняя Порошенко в коррупции, сам он в таком случае является соучастником преступлений. Также Онищенко, по сути, обвиняет в коррупции бывшего вице-президента США Джо Байдена и экс-президента Польши Александра Квасьневского, занимающих, по его словам, титульные, высокооплачиваемые должности в крупных коммерческих газодобывающих структурах, контролируемых Порошенко.

Но есть в этом определенная противоречивая недосказанность. Онищенко утверждает, что заключил с властями США соглашение по поводу своих записей и якобы получил гарантию своей безопасности. Американцы этого факта не подтверждают, но и категорически не отрицают. Тем не менее все запросы украинских органов на арест и экстрадицию беглеца наталкиваются на отказ. Не хочет Интерпол искать Онищенко и не считает украинские запросы правильно юридически оформленными и достаточно обоснованными.

К тому же многим на Украине показалось не случайным временное совпадение начала презентации разоблачительной книги Онищенко и появлением доклада Госдепа США по итогам правозащитной деятельности за 2017 год, опубликованном 20 апреля. В документе американцы прямо утверждают, что коррупция на Украине распространена даже на уровне правительства. Власти активно прибегают к цензуре, блокировке неугодных сайтов. Но при этом они совершенно не могут привлечь к ответственности виновников преступлений, совершенных против сотрудников СМИ и выступающих против коррупции. На занятой украинскими войсками территории Донбасса происходят казни и похищения людей, а в украинских тюрьмах наблюдаются опасные для жизни условия.

Случайное совпадение? Возможно, но маловероятно. «Допускаю, что „пленками Онищенко“ Порошенко подталкивают к отказу от похода на второй президентский срок», — пишет политолог Вадим Карасев в своем блоге.

Зарубежным друзьям Порошенко, а их у него немало, теперь значительно сложнее будет оказать помощь человеку, которого позиционируют со званием главного коррупционера Украины. «Наличие пленок не позволит западным политикам публично во время избирательной кампании по выборам президента Украины поддержать Порошенко. Это ключевой результат опубликования пленки», — написал политолог Руслан Бортник в Facebook.

Cовсем не сложно предположить, что если хотя бы часть анонсированных Онищенко сведений правдива, то Госдеп имеет возможность вышибить из предвыборной президентской кампании двух главных претендентов (и, на всякий случай, их ближайшее окружение) и раскрутить на их месте других кандидатов. Или оставить прежних, но полностью себе подчинить, укоротив «поводок» до минимума.

Валентин Корж, Днепр, Украина