Posted 11 мая 2018,, 09:17

Published 11 мая 2018,, 09:17

Modified 30 марта, 19:53

Updated 30 марта, 19:53

Все крымчане перестанут «быть украинцами»?

11 мая 2018, 09:17
Жители нового субъекта РФ не смогут поехать в Киев на финал Лиги чемпионов. Но это не главная неприятность, ожидающая даже тех, кто сохранил и паспорт с тризубом.

Футбольные фанаты из Крыма, желающие попасть на финал Лиги чемпионов-2017/18, неожиданно столкнулись с проблемой — по российским паспортам их на матч не пустят. «Битву» между «Реалом» и «Ливерпулем» на Олимпийском стадионе в Киеве 26 мая собирались посетить многие жители полуострова. Однако масс-медиа предупреждают туристов, что никаких упрощений на время спортивного праздника не будет: нет украинского удостоверения — нет въезда в страну.

Украина не признает документы, которые были выданы жителям Крыма Российской Федерацией после событий 2014 года. Соответственно, на «той» стороне они недействительны, и по ним невозможно въехать на территорию Украины. Финал футбольного турнира не станет поблажкой. Информацию подтвердили и в Верховной раде. Оппозиционные депутаты украинского парламента назвали действия Киева прямым нарушением прав человека. Представители УЕФА, отстранившись от политических скандалов, заявили, что данный вопрос находится в национальной юрисдикции, и отказались от комментариев.

Ситуация, безусловно, неприятная, но не смертельная — без поездки на престижный матч крымчане как-нибудь обойдутся. Тем более, что у них есть альтернатива: можно без проблем (если не считать покупку билетов) посетить ЧМ-2018. Однако часть населения, вынужденно сохраняющая связь с Украиной (родственники, имущество, бизнес, недвижимость), насторожилась по другому поводу: ярко обозначилась перспектива в ближайшем будущем вообще лишиться возможности пересечь границу — хоть с украинским паспортом, хоть с российским.

Петр Порошенко 19 апреля зарегистрировал в Верховной раде законопроект, позволяющий лишать крымчан гражданства Украины, обозначив его как неотложный. Предложенные президентом изменения к закону, касающиеся жителей Крыма с «двойным гражданством» (то есть имеющих и российские, и украинские паспорта), вызвали серьезные споры не только среди жителей полуострова, но и на Украине. Политики и юристы называют решение преждевременным, нецелесообразным и не способствующим «деоккупации».

Хотя президентский законопроект вовсе не предлагает забирать украинские паспорта у всех крымчан поголовно, судьба их гражданства все равно неясна. С точки зрения юристов администрации президента, в последнее время институт гражданства часто используется для достижения целей, не совместимых с интересами национальной безопасности Украины. А введение безвизового режима с ЕС активизировало деятельность в стране организаторов каналов нелегальной миграции, которые рассматривают Украину как транзитную территорию на пути в Европу. Якобы именно поэтому и решили предложить изменения в законодательство.

Теоретически, реальная цель нововведений понятна: Порошенко инициирует борьбу с «коллаборантами» и пытается пресечь манипуляции с двойным гражданством, в том числе попытки пользоваться социальными льготами и пенсионным обеспечением и на Украине, и в РФ. Однако как это осуществить на практике — остается загадкой, ответа на которую нет в законопроекте. Документ предлагает определить круг лиц, которые могут получить украинское гражданство по признаку территориального происхождения, установить основания для отказа в его получении гражданства и потери, а также обозначить, при каких условиях жителей Крыма можно лишить украинского паспорта. Именно последний пункт и стал наиболее спорным.

По сути, у президента предлагают ввести два понятия: недобровольное и добровольное приобретение российского гражданства в Крыму. В первом случае крымчанам вроде бы не стоит волноваться, потому что «оккупационные администрации», получается, «вынудили» их принять подданство РФ. Но если есть доказательства, что эти жители полуострова участвовали в выборах или, например, служили в российской армии, Украина может автоматически забрать у них гражданство.

Но как будут определять случаи добровольного и недобровольного приобретения гражданства? Абсолютно неясны механизмы, каким образом миграционная служба сможет установить, кто имеет право оставаться украинским гражданином, а кто нет. Еще большей путаницы в эту историю привнесла нардеп от «Блока Петра Порошенко», представитель президента в парламенте Ирина Луценко, которая заявила, что предлагаемая норма все-таки не будет касаться тех, кто участвовал в выборах в Крыму, служил в российской армии или же получил паспорт РФ не по своей воле. А вот если по своей — придется забыть о гражданстве Украины. Каким образом этот процесс будет регулироваться, она также не уточнила.

«Этот законопроект — один большой подводный камень, — говорит в комментариях „Апострофу“ юрист Украинской Хельсинской группы по правам человека Анна Рассамахина. — Обычно я могу понять логику действия тех или иных проектов законов. Тут же я пребываю в растерянности. Пока мне кажется, что основная цель документа — это поднять цунами в информационном пространстве». Юрист (ее многие помнят по выражению: «Все, что касается Крыма, токсично») уверена, что данные нормы ни в коем случае не могут быть применены к Крыму, потому что подтвердить наличие российского гражданства у жителей полуострова, их участие в выборах или прохождение службы в российской армии можно, только получив документы «оккупационной власти». «Но по закону мы не можем признавать любые подобные документы», — отмечает Рассамахина.

Нечеткими формулировками в президентском законопроекте озабочены и представители крымских татар. Нардеп от БПП и председатель запрещенного в РФ Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров напоминает: законодательством Украины определено, что принудительное автоматическое приобретение гражданства Российской Федерации не является основанием для потери украинского. «Если крымчане и ходили на выборы, то мы можем только догадываться, с какими запугиваниями и психологическим давлением это происходило, — озвучил свою позицию в Facеbook депутат. — Или, например, молодого человека призвали в российскую армию, что для них является обязательным. У него есть два выхода: или идти в тюрьму, отказываясь служить в армии, или все-таки выполнить требование оккупационной власти. Поэтому эту норму о гражданстве на оккупированных территориях будет сложно реализовать». Чубаров предлагает не отказываться от этой нормы совсем, а прописать ее таким образом, чтобы задействовать при необходимости.

В проекте находят и другие недостатки. Невозможность «покарать предателей» в случае принятия данных изменений в закон прогнозирует депутат от «Батькивщины» Игорь Луценко. «Госслужащие в Крыму, которые перешли на сторону России, сейчас обвиняются в госизмене. Против них открыты уголовные дела, и свободно приехать в Украину они не могут, иначе их тут задержат, — пояснил он журналистам. — Но если мы на законодательном уровне лишим их украинского гражданства, то привлечь к уголовной ответственности по госизмене мы их уже не сможем, потому что они будут представителями иностранного государства».

На данный момент проект изменений в закон «О гражданстве» находится в парламентском комитете по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений. Им предстоит пройти детальный анализ. Ближайшее заседание комитета, на котором рассмотрят проект закона, состоится 16 мая. Теперь все зависит от наличия политической воли и способности законодателей прописать нормы таким образом, чтобы они были юридически правильными. Иначе международные суды будут попросту завалены исками «укро-россиян».

Валентин Корж, Днепр, Украина