Posted 21 мая 2018,, 14:57

Published 21 мая 2018,, 14:57

Modified 31 января, 19:33

Updated 31 января, 19:33

Лондон пугает Кремль долгами

21 мая 2018, 14:57
Британские парламентарии хотят ввести санкции против предпринимателей, близких к российской власти. Москва называет это недружественным и несправедливым шагом.

«Грязные деньги» из России угрожают британской экономике и интересам страны, утверждается в докладе с броским названием «Золото Москвы: российская коррупция в Великобритании», подготовленном при участии Международного комитета палаты общин британского парламента. Как это принято в последнее время, суть доклада сводится к тому, что правительству надо ввести новые санкции против людей, входящих в окружение Владимира Путина или просто связанных Кремлем. Речь идет как о чиновниках, хранящих свои деньги на Западе, так и (даже в большей степени) о предпринимателях.

Технически в докладе предлагается ограничить допуск российских компаний на Лондонскую биржу — одну из крупнейших в мире и наиболее привычную для российских предпринимателей. Это может затронуть как интересы связанного Кремлем бизнеса, так и компаний, которые, напротив, в последнее время старались дистанцироваться от российской власти, чтобы как раз не попасть по санкции. Предлагается также ввести ограничение на работу с российскими евробондами, то есть государственными долговыми обязательствами, торгуемыми на бирже.

В докладе также упоминаются формально принадлежащие Соединенному Королевству, но реально отдельные финансовые юрисдикции, вроде острова Джерси или Британских Виргинских островов, где действует офшорное законодательство. Там, по мнению экспертов, российские граждане хранят впятеро больше средств, чем собственно на территории Великобритании.

Живой иллюстрацией этого доклада стала история миллиардера Романа Абрамовича, которому британские власти затягивают выдачу «инвесторской» визы. Вида на жительство у него в Великобритании нет. Это неудобно с налоговой точки зрения, отмечают эксперты, инвесторская виза, если ее регулярно продлевать, ничуть не хуже. Зато у Абрамовича была возможность получить вид на жительство на острове Джерси, вероятно, связанная с его инвестициями, сделанными через эту офшорную юрисдикцию. Но миллиардер не воспользовался ей. А вот получить вид на жительство в более респектабельной Швейцарии у него просто не получилось.

Разница между любителями офшоров и теми, кто готов жить в стране с нормальным налоговым законодательством налицо. Однако британские депутаты и чиновники, даже с учетом того, что в новом докладе как раз одной из важных проблем названы разные налоговые режимы на подотчетных Лондону территориях, вряд ли будут делать поблажки тем россиянам, которые инвестировали собственно на территории Великобритании и реально ведут бизнес, а не скупают недвижимость или спортивные клубы на сомнительные по своему происхождению финансы.

В Москве, естественно, стараются заострить внимание именно на том, что санкциями могут наказывать всех российских бизнесменов без разбора, чтобы уйти от обсуждения политической составляющей. Ведь британские парламентарии выступают именно за давление на правящий российский политический режим. Однако пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков иначе старается расставить акценты.

По его словам, в последние десятилетия российский бизнес, как и любой другой в мире, развивался и старался вести мирную экономическую экспансию в другие страны, однако все чаще натыкался на недобросовестную конкуренцию, прикрывающуюся политикой. «В последние годы мы вместе с вами стали фиксировать проявления недружественной конкуренции, несправедливой и незаконной конкуренции в нарушение всех норм и правил Всемирной торговой организации, подобные проявления наносят ущерб интересам наших компаний», — заявил, в частности, Песков. И назвал опубликованный в Лондоне доклад «очередным шагом в русле недружественной и несправедливой конкуренции».

Однако вопрос собственно не в том, проявлением чего является такая риторика британских парламентариев, а может ли он воплотиться в жизнь. Судя по тому, насколько испорчены британо-российские отношения после начала так называемого «дела Скрипаля» об отравлении в городе Солсбери бывшего сотрудника ГРУ и британского агента, это вполне вероятно. Серьезные санкционные меры правительство Терезы Мэй, несмотря на жесткую риторику, все время старается отложить на будущее, но постепенно они все же принимаются. Как, например, требование к раскрытию конечных собственников офшорных компаний в разных британских или связанных с Великобританией налоговых юрисдикциях.

Так что россияне, которые вели бизнес в Соединенном Королевстве или многочисленных британских офшорах, явно уже начинают выводить средства в другие финансовые юрисдикции. Чем больше нарастает политическое противостояние между двумя странами, тем меньше у британцев желания разбираться в «чистоте» российских капиталов. Их проще скопом объявить «сомнительными», но так, чтобы другие не менее сомнительные деньги, например, из Китая или арабских монархий продолжали притекать в британскую экономику.

Иван Преображенский