Posted 5 июня 2018,, 12:52

Published 5 июня 2018,, 12:52

Ученые из США создали эффективную против 31% штаммов ВИЧ вакцину

5 июня 2018, 12:52

Разработана первая экспериментальная вакцина, прививающая иммунитет к примерно трети штаммов ВИЧ. Открытие сделали американские вирусологи, сообщается в журнале Nature Medicine.

В статье поясняется, что ВИЧ проникает в клетки человека при помощи набора из нескольких белков на оболочке. Их структура и устройство меняются с каждым новым поколением ВИЧ, что вынуждает иммунную систему вырабатывать новый набор антител. Через три-четыре года после заражения ВИЧ иммунная система часто начинает синтезировать антитела широкого профиля действия (bnAbs), но это не помогает организму, так как вирус к этому времени уже успевает глубоко проникнуть во все ткани и перейти в хроническую стадию.

Пытаясь найти способ побороть вирус, два года назад в крови одного из носителей ВИЧ ученые нашли антитело, получившее название N123-VRC34. Эта молекула цепляется не за оболочку вируса, а за так называемый «пептид слияния» — особый белок gp41, склеивающий мембрану клетки с частицей ВИЧ и позволяющий вирусной РНК проникнуть внутрь нее. Его структура gp41почти не меняется, что натолкнуло биологов на мысль, что подобное антитело можно использовать в качестве базы для вакцины от ВИЧ. Обработав этими антителами несколько частиц ВИЧ, ученые заморозили их, просветили при помощи ускорителя частиц и выяснили, за какую часть gp41 цепляется N123-VRC34. Затем они вырастили несколько копий этого участка. Опыты на мышах и обезьянах показали, что самые эффективные версии белка делали их невосприимчивыми к заражению примерно 70 из 208 существующих штаммов ВИЧ.

«Это исследование станет первым шагом на пути к созданию безопасной и действительно надежной методики защиты от ВИЧ», — заявил директор Национальных институтов по изучению аллергии и инфекций в Бетесде Энтони Фаучи.