Posted 6 июня 2018,, 15:41

Published 6 июня 2018,, 15:41

Modified 30 марта, 19:38

Updated 30 марта, 19:38

У России обнаружили избыток агрессии

6 июня 2018, 15:41
В глобальном рейтинге миролюбия наша страна заняла место в самом низу, вместе с Сирией, Сомали и Афганистаном.

Международный Институт экономии и мира совместно с Центром мира и изучения конфликтов Сиднейского университета (Австралия) опубликовали очередной «Глобальный индекс миролюбия» — исследование, призванное показать сравнительный совокупный уровень агрессивности стран мира. Оно выходит с 2007 года и Россия традиционно находилась там в конце списка. С учетом уровня милитаризации нашей страны это мало кого удивляло. Но все же никогда Россия не была столь немиролюбивой, как в последние годы.

Можно предположить, что Индекс должен был, как любит заявлять российский МИД, «русофобски» заклеймить Россию после 2014 года, зафиксировав присоединение Крыма и начала военных действий на территории Украины, а затем и в Сирии. Однако рейтинг, как утверждают его составители, свободен от политической конъюнктуры. И стремительное падение страны в самую нижнюю его часть началось годом раньше — в 2013-м.

Идет ли в данном случае о тех внутриполитических переменах, которые начались в России после подавления массовых протестов в 2012 году и переизбрания Владимира Путина на новый срок, либо же исследователям удалось выявить какие-то подводные, не заметные на поверхности процессы подготовки к крымской операции — сказать очень трудно. Но очевидно, что такой отчетливо политически немотивированный показатель говорит в пользу данного Индекса.

В его пользу, кстати, как это ни парадоксально, свидетельствует и тот факт, в числе критиков «Глобального индекса миролюбия» заметны многие традиционные правозащитники, которые считают, что в нем недостаточно отражена тематика прав человека и создается дисбаланс в пользу военной области. Вместе с критикой со стороны некоторых российских псевдопатриотов, которым не нравится включение антикоррупционной повестки в качестве одного из индикаторов определения уровня миролюбивости, это позволяет сказать, что Индекс достаточно сбалансирован.

При составлении рейтинга традиционно учитываются более 20 индикаторов (в этом году 23), разделенных по трем категориям: «безопасность в обществе», «продолжающиеся конфликты» и «милитаризация». В первой категории, в частности, в центре внимания уровень убийств на 100000 населения, число заключенных, количество полицейских и субъективное восприятие преступности. К милитаризации относится, например, число военнослужащих, расходы на вооружения в соотношении к ВВП и, что немаловажно не только для России, но и, например, для США, Германии или Китая, экспорт оружия.

Часть индикаторов определяет Международный институт экономии и мира, другую — его австралийские партнеры, а что-то берется у крупнейших международных институтов, таких как Всемирный банк.

В этом году очень низкую оценку получили около двух десятков из более чем 160 стран. Рядом с Россией, хотя и выше ее на два пункта, например, Украина. Кроме того в числе самых агрессивных Центрально-Африканская республика, Конго, Ливия, Йемен, Сомали, Ирак, Южный Судан, Афганистан и Сирия. Они ниже России. Ну, а выше ее, вместе с Украиной, еще пять государств — Нигерия, Турция, Северная Корея, Пакистан и Судан.

Остальные бывшие советские республики несколько выше. Особенно Белоруссия (101-я строка), Молдавия (64-е) и Казахстан (70-е место), который единственный из перечисленных получил «высокую» оценку по миролюбию.

Традиционно большинство миролюбивых государств находятся в Европе. Очень высокую оценку получили 13 стран: Исландия, Новая Зеландия, Австрия, Португалия, Дания, Канада, Чехия, Сингапур, Япония, Ирландия, Словения, Швейцария и Австралия. Германия, например, как и рейтинге за 2016 год, осталась на 17-й позиции, что отражает, в первую очередь, ее роль как экспортера вооружений.

Как отмечают авторы Индекса, ухудшений в минувшем году было больше чем улучшений. И хотя в целом вооружений страны мира закупать стали не больше, а меньше, концентрация оружия в самых милитаризованных регионах мира, вроде Ближнего Востока, продолжает возрастать. Соответственно, растет и риск возникновения новых конфликтов. Ну, а организаторами их, естественно, могут стать, в первую очередь, наименее миролюбивые страны мира. Точнее те из них, чья территория, как в случае с Сомали или Сирией и без того является сейчас одной сплошной зоной вооруженного конфликта.

Иван Преображенский