Posted 18 июня 2018,, 05:04

Published 18 июня 2018,, 05:04

Modified 31 января, 19:52

Updated 31 января, 19:52

В Тбилиси «революция роз» или просто «ротация»?

18 июня 2018, 05:04
В Грузии внезапно ушли в отставку премьер и правительство. Хотя вряд ли это отразится на благосостоянии народа, экономике и внешней политике.

В Грузии, на первый взгляд — совершенно неожиданно, — в отставку подал премьер-министр страны Георгий Квирикашвили. Он считался ближайшим соратником «теневого вершителя» всех политико-экономических дел — экс-премьера, олигарха и шефа правящей партии «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили. Квирикашвили трудно назвать «гигантом мыслей», однако его отличает политическая вменяемость и отсутствие агрессивности, что уже большой плюс в стране, где псевдополитические страсти часто достигают очень вы-сокого градуса. При этом не всегда бывает понятно, подогреваются ли они извне и с какой целью, или просто для темпераментных кавказцев недолгое затишье может наступить только после сильной бури.

А бурь в последнее время было много, и по разным поводам. Одни требуют либерализации наркополитики, другие митингуют против: полиция разводит противные стороны. Резонансными и многочисленными стали акции протеста, вызванные убийством двух школьников и недобросовестным расследованием этого дела соответствующими структурами. В отставку подал генеральный прокурор. Митингующие требуют и отставки правительства. Но вряд ли уход Квирикашвили имеет к этому прямое отношение. По его пояснению, он связан с тем, что между ним и правящей командой, включая самого Иванишвили, «существуют разногласия по разным направлениям». В частности, речь идет об экономической политике, проводимой правительством под его, то есть Квирикашвили, руководством. «Это нормальный процесс», — сказал он. И добавил: «У председателя и основателя партии Бидзины Иванишвили должна быть возможность укомплектовать правительство, исходя из его собственных взглядов».

Словом, отставка, видимо, лучшее средство против кипения в политических нечистотах. Теперь вот в Тбилиси судят — рядят, что стало реальной причиной ухода премьера. Одни считают, что «точку» (так ли?) в его политической карьере поставил недавний отчет Детского фонда ООН, в соответствии с которым количество бедных в стране за последние два года увеличилось до 5%. Причиной такого положения UNICEF называет замедленный экономический рост, безработицу и рост потребительских цен в стране. Цифирь явно смешная — международная организация сильно преуменьшила количество бедняков — оно в разы больше, и правительство Грузии, как и любой ее житель, прекрасно об этом осведомлены и без доклада UNICEF.

На этом фоне власти бодро отрапортовали, что экономический рост в стране в апреле текущего года составил, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, 6,5%. Квирикашвили назвал это «самым высоким показателем за последние годы — как в ежемесячном, так и в квартальном разрезе». Правда, грузинские семьи на себе все эти «успехи» не ощутили. Иные называют причиной отставки упомянутые выше митинги, но и это маловероятно. Собственно, реально уход премьера «скрытого» резона не имеет (Грузия и до него не вылезала из бедности и митинговой активности), а это говорит о том, что премьер сказал правду: не сработался с Иванишвили. Впрочем, не он первый, не он последний.

Но об его отставке сожалеет даже такой неустанный критик власти, как президент Грузии Георгий Маргвелашвили: с Иванишвили у него отношения тоже не сложились. Уход премьера, который, по словам главы государства, был для работы «самым комфортным высшим должностным лицом» с четким видением направления развития страны, для него непонятен. «Я считаю, что для общественности должно быть понятно, почему с постов внезапно уходят премьер-министры. … Этот маскарадный период, когда внезапно избираются премьеры, должен закончиться», — сказал Маргвелашвили. По его мнению, было бы лучше, чтоб Иванишвили сам возглавил правительство, поскольку «если мы говорим о европейском выборе и европейском государстве, там премьерами являются лидеры правящих партий».

Но, как видим, олигарх предпочел не вызывать огонь на себя столь явно — должность премьера в Грузии самая уязвимая и «ротационная»: на нее легко навешать всех собак. На сей раз она предложена министру финансов Мамуке Бахтадзе, занимавшему этот пост с осени прошлого года. Молодой и энергичный (ему 36 лет) кандидат в премьеры окончил Тбилисский государственный университет и Технический университет Грузии. Степень магистра получил в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова; во французской бизнес-школе INSEAD ему была присвоена квалификация MBA (магистра бизнес-администрирования). Работал менеджером проекта в АО «Грузинская железная дорога», членом наблюдательского совета сети гостиниц «Рчеули», генеральным директором Международной энергетической корпорации Грузии, генеральным директором «Грузинской железной дороги». В общем, послужной список у этого молодого человека впечатляющий.

Кандидат на пост премьера, которого совершенно точно утвердит парламент, и вслед за этим начнутся назначения министров нового правительства, огласил основные принципы своей деятельности: первым пунктом он назвал «доведение до конца исторического выбора грузинского народа, полноценную интеграцию в евроатлантическое пространство». Далее идет «формирование новой экономической модели со справедливыми правилами игры, которая коснется каждой грузинской семьи, каждого гражданина». Бахтадзе убежден: правительство сумеет «сократить отставание между высоким демократическим стандартом и экономическим положением» страны.

Что же до исполнительной власти вообще, «Грузии нужны малые, но эффективные правительственные ведомства», находящиеся под усиленным общественным и институциональным контролем. Приоритетом, кроме того, названо инвестирование государства в образование молодежи и фундаментальная реформа в соответствующей сфере. «Мотивированная, образованная, полная предпринимательского энтузиазма, а, главное, уверенная в собственных возможностях молодежь даст результат — включенность Грузии в число стран с развитой экономикой. Именно такая Грузия является единственным и безальтернативным предложением для наших абхазских и осетинских братьев для их возвращения в единую семью», — сказал он.

Но все эти благие намерения «Грузинская мечта» уже могла претворить в жизнь, как она, собственно, и обещала населению, идя во власть: тогда народу посулили полное благоденствие через четыре года, а «воз и ныне там». Внятных объяснений тому, почему грузины бедствуют, располагая всеми возможно-стями для процветания, не слышно. Скорее всего, нынешняя власть заблудилась меж трех сосен: оппозицией, Западом и самим Иванишвили. Требования всех этих «фигур», чрезмерная на них оглядка и зависимость мешает главному — блюсти интересы страны и заниматься делом, а не разборками и болтовней.

В пользу Бахтадзе говорит то, что он достаточно образован, открыт новаторству и пока не был замечен в политических склоках. Против — у него нет опыта государственного управления, и он будет чрезвычайно зависим от своего патрона Иванишвили. Впрочем, от него будет зависим и любой другой премьер.

Осенью в Грузии, ставшей парламентской республикой, состоятся президентские выборы. Возможно, отставка Квирикашвили связана и с этим обстоятельством: теряющая рейтинг «Грузинская мечта» хочет показать народу, что застоя в стране нет, и она энергично печется об улучшении ее социально-экономического положения. И, разумеется, население должно выбрать того президента (фактически, свадебного генерала), которого ему предложит правящая партия. Что с того, что президент лишен почти всех властных функций? Но если он будет «петь» не в унисон с правящей партией, то «навредит» стране. Грузия все это уже проходила.