Posted 18 июня 2018,, 15:17

Published 18 июня 2018,, 15:17

Modified 31 января, 19:53

Updated 31 января, 19:53

Меркель атакуют баварские тролли

18 июня 2018, 15:17
В Германии может распасться старейшая коалиция христианских и социальных демократов, а с ней и нынешнее правительство.

Впервые с того момента, когда в Германии был создан блок ХДС и ХСС, в нем возможен радикальный раскол, в результате которого Бавария на партийном уровне де-факто отделится от остальной федерации.

Камнем преткновения стал вопрос о беженцах. Парадоксальным образом, противостояние идет не между блоком ХДС/ХСС и их младшими партнерами по правящей «большой коалиции» — СДПГ. Столкнулись лбами лидер Христианско-демократического союза, канцлер Ангела Меркель и глава МВД, лидер баварского Христианско-социального союза Хорст Зеехофер. Последние десять лет он занимал пост главы правительства Баварии и регулярно критиковал федеральное правительство.

В 2016 году, в частности, несмотря на жесткую критику со стороны немецкой прессы, Зеехофер как баварский премьер ездил в Москву и сепаратно, без визы федерального немецкого правительства, встречался с Владимиром Путиным. Разрешения, впрочем, ему никакого и не требовалось — ведь Бавария по основному закону — свободная республика с собственной конституцией, являющаяся, на основании договора, частью германской федерации.

При большом желании (хотя никто не ставит единство Германии под вопрос) баварцы всегда могут вспомнить, что в состав общенемецкого государства они вошли в 1870 году на основании договора, который сохранял за Баварией почти все имевшиеся на тот момент признаки суверенитета: собственную армию, почту, телеграф, железные дороги, систему налогообложения, а также право вести собственную внешнюю политику и самостоятельность в вопросах гражданства и права поселения.

Собственно, именно два последних вопроса и привели к расколу внутри правящей коалиции. Хорст Зеехофер и баварский ХСС, с самого начала критиковавшие политику «открытых дверей» и «европейской солидарности» Ангелы Меркель, потребовали принять новый миграционный план. В соответствии с документом из 63 пунктов, который президиум Христианско-социального союза единогласно поддержал, предлагается закрыть границы ФРГ для всех беженцев, которые подали первое прошение об убежище в другой стране ЕС, а почти 90% выплачивающихся ныне беженцам пособий перевести в неденежный эквивалент.

Кроме того, предлагается с 15 до 36 месяцев продлить период, в течение которого соискатели убежища получают только эту базовую помощь. Только потом они могут превратить эти выплаты в обычные социальные пособия, которые, соответственно, выражаются именно в денежной форме и к тому же значительно выше.

Изначально баварцы требовали ответа на ультиматум практически немедленно. Зеехофер грозил введением контроля на границах. Как глава МВД он имеет право самостоятельно принять такое решение. В этом случае Меркель оставалось бы либо уступить его давлению, либо уволить строптивого политика, за которым правительство покинули бы, скорее всего, все министры от ХСС. В этом случае ХДС федерального канцлера осталась бы один на один с СДПГ, причем вместе они стали бы правительством меньшинства, потеряв контроль над Бундестагом (нижней палатой парламента ФРГ).

У Меркель тогда оставалось бы два пути. Первый — подать в отставку и позволить парламенту выбрать другого канцлера, о кандидатуре которого наверняка договориться бы не удалось. Значит, в итоге были бы досрочные парламентские выборы. Второй вариант — попросить парламент о подтверждении доверия. В случае если бы правительство его не получило, опять же речь пошла бы про досрочные выборы. Был, впрочем, и третий вариант: бунт депутатов, которые могли бы просто выбрать нового канцлера. Но такое в истории ФРГ удавалось всего лишь однажды, и сейчас явно не тот момент, когда у Зеехофера и его союзников этот номер прошел бы.

Парадоксальность ситуации в Германии в том, что на стороне баварских бунтовщиков может выступить только антимигрантская прокремлевская партия «Альтернатива для Германии». Все остальные парламентские партии — СДПГ, «зеленые» и либералы, включая даже и столь же прокремлевских «Левых», по вопросу о мигрантах поддерживают скорее позицию Меркель. Так что, в теории, канцлеру нетрудно было бы обыграть своих оппонентов, оставшись даже во главе правительства меньшинства.

Но проблема в том, что одной мигрантской темой повестка работы правительства не исчерпывается. Потеряв своего традиционного союзника, с которым ХДС еще ни разу не расходилось всерьез, кабинет Меркель наверняка рухнул бы при первом же серьезном голосовании. Например, по бюджету на 2019 год.

Поэтому канцлер предложила компромисс — попытаться решить вопрос на уровне Евросоюза. Она уже начала подготовку экстренного «мигрантского» саммита, который должен пройти еще до конца июня. Причем уже сейчас известно, что на позициях, близких к идеям бывшего баварского премьера, сейчас стоят новые власти Италии и Австрии, которые в последние недели также начали борьбу с мигрантами в собственных странах.

Итальянцы перестали принимать корабли с соискателями убежища, а австрийцы закрыли мечети, финансировавшиеся Турцией, и выслали служивших там имамов. Это, впрочем, не значит, что противники миграции будут на саммите едины. Каждая страна защищает свои интересы, и Италия, например, явно будет оппонентом, а не союзником Германии, если речь пойдет об отказе северных стран ЕС принимать тех беженцев, что попали в Евросоюз с юга.

Но для Меркель сейчас важнее найти компромисс внутри собственного правительства и избежать досрочных выборов. Зеехофер, при котором ХСС постепенно сдавал свои позиции в родной Баварии, тоже вряд ли хочет внеплановой избирательной кампании.

Так что им нужен если не компромисс на уровне ЕС, то хотя бы его видимость. Это позволило бы уйти от жесткого внутринемецкого ультиматума и договориться о сохранении нынешнего кабинета министров. Вот об этом и пойдет речь в ближайшие пару недель. По сути дела, заложником межпартийных внутриправительственных дискуссий в ФРГ сейчас оказывается весь Европейский Союз.

Иван Преображенский