Posted 21 июня 2018,, 04:33

Published 21 июня 2018,, 04:33

Modified 31 января, 19:55

Updated 31 января, 19:55

Почему Ашхабад прикрыл «экспорт» гастарбайтеров

21 июня 2018, 04:33
Власти Туркмении всеми «неправдами» стараются вернуть на родину уехавших на заработки соотечественников. Хотя дома их ждет полуголодное существование.

Власти Туркмении поставили перед собой невыполнимую задачу: вернуть не нужных государству трудовых мигрантов домой, хотя для них нет здесь ни рабочих мест, ни элементарной личной свободы, ни надежд на сносное существование. Находятся они, в основном, в Турции — ехать больше некуда, с этой страной у Туркмении условно безвизовый режим. То есть турки их принимают без проблем, а вот туркменские власти могут не выпустить без объяснения причин. Местное население, по примеру других стран Центральной Азии, с удовольствием нацелилось бы на работу в России, но этому мешает визовый режим.

Почему Ашхабаду приспичило возвращать туркменов домой? Этому может быть несколько объяснений. Первое: туркмен непременно должен жить на земле предков, пусть хоть помрет на ней от голода. Второе: показать международному сообществу, на мнение которого Ашхабаду всегда было наплевать, что жители республики чувствуют себя в ней хорошо, у них есть работа, возможность получать образование и вообще «все тут по-людски», никаких нарушений прав человека. Третье: продемонстрировать опять же международному сообществу, что власти республики не способствуют пополнению террористических и экстремистских организаций выходцами из Туркмении.

Для чего Ашхабаду вдруг понадобилось улучшение имиджа? А для того, чтобы те инвесторы, для которых важны «тонкости» туркменской жизни, не шарахались от этой страны и вкладывали в нее деньги.

Чего только не предприняли туркменские власти! Они уговаривали оставшиеся на родине семьи невозвращенцев убедить своих родных вернуться домой — силой авторитета отцов, мольбой матерей, жен, детей. Они обещали им помочь с поездкой в Турцию, чтобы на месте убедить «неверных, блудных и блудливых» одуматься. И все впустую. Люди не только боятся помереть от голода, но стать невыездными до конца своих дней и попасть под государственную репрессивную машину.

Теперь вот, по данным туркменской службы Радио Свобода, распространился слух, будто бы правительство республики рассматривает вопрос об амнистии граждан, нарушивших миграционное законодательство. То есть те, кто покинули страну по старому внутреннему паспорту и не взяли новый биометрический, остались за рубежом нелегально, не будут привлечены к ответственности. Если учесть, что едва ли не в каждой туркменской семье есть работяга-невозвращенец, информация эта кочует от дома к дому, но официального подтверждения не находит.

Кто и почему запустил «утку», задается вопросом ИА «Фергана»? По его версии, вброс информации исходил от двух служб — миграционной и госбезопасности: разумеется, «предварительно идея была одобрена на самом верху и тщательно согласована между этими ведомствами». И поясняет: «Для миграционной службы головной болью стало растущее в геометрической прогрессии количество невозвращенцев. Присутствие же министерства нацбезопасности объясняется тем, что мужчины-туркмены все чаще становятся за границей фигурантами уголовных дел, женщины — жертвами сексуального рабства, а те и другие вместе — объектами вербовки в ряды ближневосточных террористических группировок».

Тщетность попыток властей, разные «благостные утки» перемежаются с психологическим давлением на семьи невозвращенцев: от выпытывания у их детей, знакомых места пребывания мигрантов, способа и количества передачи ими денег на родину до открытых угроз лишить детей «неверных» льготного медицинского обслуживания и других «социальных благ». Кто ж после этого поверит в «великодушие» туркменской власти? И особенно после того, как нашлись наивные, вернулись домой — в том числе и легально уехавшие на учебу в Турцию студенты, — а обратно их не выпустили. Говорят, что в ряде случаев дело доходило и до тюрьмы.

Хорошо известно, что на заработки в более благополучные страны люди уезжают не только из Центральной Азии и других бывших государств СССР, но и из Восточной Европы: это им позволяет законодательство Евросоюза. Равно как граждане государств Евразийского экономического союза могут на легальных основаниях работать в ареале ЕАЭС, пользоваться медицинскими, образовательными и иными возможностями страны пребывания.

Но нигде это не преследуется — отличилась только Туркмения. Выше уже было сказано о том, что туркменских мигрантов в России меньше, чем иных — из-за визового режима. Но все же они есть, хотя их количество, судя по суммам, отправляемым на родину, сходит на нет. Так, по данным ЦБ России, если в период с января по апрель прошлого года из РФ в Туркмению было переведен 1 миллион долларов, то за аналогичный период текущего года — в два раза меньше. То ли мигрантов убыло, то ли они ищут другие пути для отправки денег семьям, чтобы те не «засвечивались» и их не осаждали представители «компетентных органов».

А куда, собственно, возвращаться? В страну, где не только нет рабочих мест и элементарных свобод — вплоть до права женщин быть блондинками и красить ногти — но и хлеба. Его, после долгого стояния в очередях, отпускают теперь уже только по паспорту. Да и тот — по буханке на человека. В государственных магазинах, по данным «Хроники Туркменистана», где сахар значительно дешевле, чем в частных, его выдают под расписку — не более килограмма в одни руки. А «Альтернативные новости Туркменистана» пишут, что более 10 яиц на человека в магазине не отпустят. Детям эти продукты вообще не продают. У магазинов дежурят полицейские — понятно, во избежание боев за товары первой необходимости.

Зато президенту республики Гурбангулы Бердымухамедову ничего не запретишь — ни ехать, куда вздумается, ни спать на сытый желудок, ни приказывать возводить роскошные дворцы и прокладывать искусственные реки в столице, пуская пыль в глаза загранице. И даже выигрывать на авторалли у профессиональных спортсменов вместе с сыном-штурманом, по совместительству — депутатом парламента. Или гонять взад-вперед на классном дорогущем велосипеде по собственной гладенькой дороге, а то и на более дорогущей лошади любимой им ахалтекинской породы, в то время как женщины и дети гробят свое здоровье принудительным трудом на хлопковых плантациях.

В общем, возвращайтесь, граждане, голодать домой под чеканный галоп президентской кобылы, а то «международное сообщество» его не поймет. Да и как можно вообще что-то пытаться понять в стране, в которой президента в двадцать первом веке именуют не иначе, как Аркадаг — покровитель.

Ирина Джорбенадзе