Posted 25 июня 2018,, 05:24

Published 25 июня 2018,, 05:24

Modified 30 марта, 19:29

Updated 30 марта, 19:29

Зачем Петр Алексеевич звонил Владимиру Владимировичу

25 июня 2018, 05:24
В России почти не заметили состоявшийся телефонный разговор между Путиным и Порошенко, на Украине же «патриоты» недовольны «поклонами Кремлю».

Президенты Украины и Российской Федерации поговорили по телефону второй раз за месяц. У Порошенко цель разговора объяснили благородными намерениями: поскорей освободить пленных и договориться об «обмене» визитами омбудсменов для посещения ими заключенных в обеих странах. У Путина акцент сделали на урегулировании кризиса на Донбассе, но оба раза настойчиво, чтобы услышали и запомнили все, подчеркивали, что инициатором разговора была украинская сторона.

В ответ украинские издания, с претензией на сенсацию, распространили новость: «В четверг, 21 июня, после разговора с президентом Украины Петром Порошенко, президент России Владимир Путин созвал Совет безопасности РФ». Дескать, вот какое важное значение придают в Кремле этому событию. Часть, в которой Путин охарактеризовал участникам совещания общение с украинским коллегой как «традиционное», СМИ предпочли опустить.

Согласно сообщению пресс-службы Петра Порошенко, глава государства призвал освободить «украинских заложников», которых удерживают в России и на «оккупированных территориях» — в Крыму и на Донбассе. Он также отметил важность допуска украинского омбудсмена Людмилы Денисовой к Олегу Сенцову и другим украинским политзаключенным. Стороны обсудили важность активизации работы в нормандском формате с целью согласования концепции развертывания миротворческой миссии на территории оккупированного Донбасса, говорится в сообщении.

В российской версии разговора добавились обстрелы на Донбассе и тема Минских соглашений. При этом гипотетических миротворцев Москва называет «охраной наблюдателей ОБСЕ» (Киев настаивает на полноценном миротворческом контингенте). «С учетом прошедшей в середине июня встречи министров иностранных дел и консультаций помощников лидеров государств „нормандского формата“ (Россия, Германия, Украина, Франция) обсуждены вопросы урегулирования кризиса на юго-востоке Украины», — говорится в сообщении пресс-службы президента РФ. «Владимир Путин выразил обеспокоенность обострением обстановки в Донбассе, ростом числа жертв среди мирного населения в результате участившихся обстрелов региона украинскими силовиками», — отмечает Кремль. На заявление украинской стороны с упоминанием фамилии Сенцов, прозвучало ответное — Вышинский.

Но для искушенных украинских читателей официальные «отписки» не стали истиной в последней инстанции. Общественность пытается найти потаенный, скрытый между строк дипломатических сообщений смысл, даже если его там нет. В основном все пересуды касаются того, что украинский президент «сломался» и «кланяется в ножки». Однако глупо предполагать, что Порошенко не может не понимать — уже сам факт разговора с хозяином Кремля будет неоднозначно воспринят «патриотической» частью электората с обвинением типа «Сталин Гитлеру не звонил!» (кстати, мем разнесся по соцсетям моментально). И в расчет не будут приняты объяснения типа: «Если Порошенко все-таки звонит, то потому, что в этом есть жесткая необходимость».

«Порошенко показал себя весьма искушенным политиком, но, как минимум, речь идет о том, что президенту перед выборами нужны победы, — прокомментировал „Росбалту“ ситуацию независимый социолог из Харькова Олег Пухарцев. — Даже если они достигнуты путем переговоров с „главным врагом“ Украины — Путиным. Даже если предположить, что речь идет только о полном обмене пленными перед выборами, то и в этом случае Кремлю придется что-то дать или в чем-то уступить».

При желании Порошенко может получить многое, считает эксперт, но это будет полностью противоречить его предвыборной стратегии. Потому не случайно, что в московском варианте отчета о беседе есть упоминание о «безальтернативности Минских соглашений», а в киевском его нет.

На Украине отмечают, что логика предвыборных действий Порошенко на данный момент говорит: никакого выполнения Минских соглашений быть не может. Наоборот, он намерен закручивать гайки на подконтрольной территории Донбасса и создавать максимум проблем для неподконтрольной. Именно такой вывод можно сделать из информации о том, что новым главой Донецкой областной военно-гражданской администрации станет руководитель местного СБУ генерал-майор Александр Куць, кандидатуру которого уже утвердил Кабмин.

Эта новость находится в полном противоречии с первоначальными слухами о назначении на область после отставки Павла Жебривского соратника генпрокурора Украины Юрия Луценко по Соцпартии и «Народной самообороне» — Юрия Грымчака. Замминистра по вопросам временно оккупированных территорий Грымчак был бы политическим назначенцем и даже в какой-то мере своим для «донецких». Назначение же Куця означает, что администрация становится военно-гражданской.

В определении на ответственную должность офицера спецслужбы многие заподозрили, что Порошенко собирается не договариваться с Донбассом, а давить на него. Хотя Донецкой ОВГА уже руководил генерал — Александр Кихтенко, и по сравнению с Жебривским он был весьма «мягким» руководителем. Однако вряд ли стоит сравнивать высокопоставленного военного с гигантским опытом работы «в центре», для которого Донбасс был завершением карьеры, и молодого выдвиженца, карьера которого, по сути, только началась. Во всяком случае такого мнения придерживается издание «Страна»

Впрочем, все привязки, версии и мнения экспертов-политологов, как это часто бывает в околополитической плоскости, могут оказаться всего лишь самопиаром и чистейшей воды домыслами. По факту есть состоявшийся диалог глав не совсем дружественных государств. Какие последствия он будет иметь — непонятно, но был же. Уже прогресс.

Валентин Корж, Днепр, Украина