Posted 29 июня 2018,, 14:26

Published 29 июня 2018,, 14:26

Modified 31 января, 20:00

Updated 31 января, 20:00

Уступок в Хельсинки не будет

29 июня 2018, 14:26
Дональд Трамп и Владимир Путин на своем первом саммите получат так мало пространства для маневра, что решить им удастся разве что имиджевые задачи, полагают эксперты.

Дата и место встречи президентов США и России Дональда Трампа и Владимира Путина окончательно согласованы. В официальном сообщении Кремля говорится, что она пройдет 16 июля в столице Финляндии Хельсинки. Однако о чем два лидера смогут там договориться — пока большая загадка. В связи с этим возникает другой вопрос: для чего этот саммит нужен им в принципе, и кому из двух лидеров он способен принести больше очков. Об этом эксперты по обе стороны Атлантики пока могут строить лишь предположения.

Внешне пока все выглядит так, что Трамп и Путин решили, как говорили во времена «холодной войны», поспособствовать «разрядке международной напряженности». Однако что-то подсказывает, что на деле оба хотят добиться друг от друга хотя бы видимых уступок и под этим соусом заодно договориться о разделе пресловутых «сфер влияния» между великими державами.

Между тем, эксперты, опрошенные обозревателем «Росбалта», несмотря на разность подходов, сходятся в том, что на предстоящих переговорах в Финляндии у обоих лидеров будет очень мало возможностей как для маневров, так и для взаимных уступок.

Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Виктория Журавлева отметила, что не видит «повестки, по которой мы реально могли бы сейчас договориться». По ее словам, «у нас есть темы, по которым мы должны сотрудничать, например, нераспространение ядерного оружия. В принципе это может быть вопросом обсуждения, потому что Соединенным Штатам нужно взаимодействие с Россией по Северной Корее и Ирану. Но сможем ли мы здесь договориться — очень большой вопрос».

«У России мало возможностей как-то воздействовать на северокорейского лидера, а по Ирану мы с США находимся на разных позициях. Потому что, в отличие от американцев, не выходим из „ядерной сделки“ с Тегераном, а Трамп в нее никогда не вернется», — добавила эксперт.

Еще сложней будет найти согласие по Сирии, полагает Журавлева. «Договориться о том, кто там плохой, а кто хороший мы не можем, а президента этой страны — Башара Асада — сдать тоже не готовы, хотя для общественного мнения в США решение вопроса Асада означало бы, что война там закончилась», — отмечает она.

Что касается Украины, то договорится по этой проблеме «будет вообще нереально, потому что в данном случае дело не в США или РФ, а в позиции Киева. Сепаратно с ним никто переговоры не ведет, но как только Украина к ним подключается, дело заходит в тупик», — говорит эксперт.

«Что касается того, чтобы Соединенные Штаты ослабили свое давление на Европу, то тут я думаю, что европейская позиция уже не так жестко завязана на позицию Вашингтона», — полагает Журавлева.

«Дело в том, что для европейцев украинский конфликт принципиален, а для американцев это лишь вопрос их общего доминирования в мире. Европейцы считают, что Россия может посодействовать тому, чтобы война в Донбассе закончилась. Соответственно, пока война там не кончится, Европа будет считать, что РФ не заслуживает того, чтобы с нее сняли санкции, потому что для европейцев это вопрос непосредственной безопасности их границ. Кроме того, для Европы очень важен вопрос общеевропейского пространства и действующих на его территории правил, которые, по мнению европейцев, Москва нарушает. Так что по таким вопросам надо договариваться с Евросоюзом, а не с США», — говорит она.

Конечно, сама по себе встреча лидеров США и России нужна, считает Журавлева, «но можем ли мы сейчас на ней продвинуться — я не уверена», — добавила она.

В то же время, как полагает эксперт, переговоры с Путиным в Хельсинки необходимы Трампу больше «для его эго». «Ему была очень нужна его недавняя встреча с главой Северной Кореи. В глазах американцев она серьезно подняла его рейтинг как мирового лидера. Россия для него такая же сложная задача, как и КНДР, которую он может попробовать решить и в результате поставить себе „галочку“ в том смысле, чтобы показать всем, что он более опытный лидер, чем предыдущий президент. Вряд ли эта встреча (нужна Трампу) для решения каких-то конкретных задач. Скорее она нужна для улучшения показателей его лидерства», — говорит Журавлева.

Что касается возможности ослабления санкций в отношении России, то это невозможно без участия законодателей, но они «участвовать в этом не будут до тех пор, пока в ноябре в США не пройдут довыборы в Конгресс. Да и в более долгосрочной перспективе они тоже не снимут санкции», — убеждена она.

Российский политолог и журналист Ксения Кириллова, не первый год живущая в Соединенных Штатах, полагает, что в целом от этой встречи в большей степени выиграет Путин.

«По факту, Трамп сейчас уступает Путину по всем направлениям». Например, американский президент, говорит она, «вопреки выводам всего разведсообщества США, до последнего уверял, что РФ не вмешивалась в президентские выборы 2016 года. Он не поддержал последний пакет санкций против России. На недавней встрече „большой семерки“ он обмолвился, что Крым — российский, что подтверждается разными источниками. Там же президент США призывал вернуть РФ в G7. Вспомним, как он, вопреки мнению даже своего ближайшего окружения, поздравил Владимира Путина в связи с переизбранием того на президентский пост. Это настолько поразило тогда американский истеблишмент, что бывший директор ЦРУ Джон Бреннан выступил по этому поводу с очень жестким заявлением», — отметила она.

Таким образом, считает Кириллова, «мы видим, что Трамп всеми правдами и неправдами старается угодить Путину, открыто им восхищается и защищает его, несмотря даже на выводы своего разведсообщества». В связи с этим, говорит эксперт, «в Америке многие задаются вопросом: чем же Трамп так обязан Путину, что открыто лоббирует его интересы, вопреки не только интересам США, но даже своим собственным?».

С другой стороны, «очевидно, что влияние американского истеблишмента также очень велико, и Трампу необходимо показать, что никакого сговора (между ним и российским президентом) не было. Ему важно выглядеть сильным лидером и доказать, что на встрече с Путиным он добился каких-то уступок, иначе его просто не поймут в Вашингтоне», — говорит политолог.

Однако здесь на их встрече может возникнуть патовая ситуация, полагает она, «поскольку Кремль, судя по всему, ни на какие уступки, ни по Сирии, ни по Украине пойти не готов. Точно так же, как он не готов признать свое вмешательство не только в американские выборы, но и в американское информационное пространство».

В то же время, по словам Кирилловой, «единственное, что может сделать Путин для Трампа, дабы поддержать усилия последнего по сближению двух стран, это заявить о том, что нынешний президент США — сильный лидер, что они договорились о взаимодействии в борьбе с „международным терроризмом“, которое будет касаться взаимодействия двух стран в Сирии. Он также может сказать, что РФ готова взять на себя некие обязательства следить за соблюдением договоренностей между США и Северной Кореей по денуклеаризации Корейского полуострова». Такие заявления позволят Трампу сказать, что он сделал то, чего до него не смог сделать никто — добиться уступок от РФ.

Что касается северокорейской тематики, то Кириллова отмечает, что еще до встречи Дональда Трампа и Ким Чен Ына, усилия России были направлены на то, чтобы убедить американцев в том, что они в этом вопросе без Москвы не справятся.

В частности, по ее словам, об этом говорит российский посол в США Анатолий Антонов. «Основной месседж двух его недавних выступлений в Калифорнии состоял в том, что Соединенным Штатам не справиться без России в решении северокорейской ядерной проблемы», — говорит она. Скорее всего, считает эксперт, северокорейская тема будет фигурировать и на предстоящих переговорах в Хельсинки.

Таким образом, в целом, прогнозирует Кириллова, «Путин постарается дать Трампу определенные возможности сделать вид, что он добился успеха, притом, что реального успеха на этих переговорах добьется российский лидер. То есть он, вероятнее всего, объявит о готовности взаимодействовать с американским президентом по тем вопросам, по которым Москва и так постоянно объявляет о своей готовности к взаимодействию. Трампу же это даст возможность показать, что он надавил на Путина и добился нужного результата».

В то же время и успехи Путина по результатам этих переговоров «будут скорее имиджевого характера, потому что Трамп ограничен в своем продвижении „российской“ повестки. Он не может снять санкции, утвержденные Конгрессом, не может заявить, что РФ не вмешивалась в американские выборы в условиях, когда существуют не только данные американского разведсообщества, но и обвинительное заключение спецпрокурора Роберта Мюллера», — считает политолог.

Эксперт также предполагает, что истеблишмент не даст Трампу возможности изменить позицию США по Украине, что позволит ему показать, что никакого «сговора с Путиным» нет. «Но, тем не менее, курс на сближение (Москвы и Вашингтона) будет взят», — прогнозирует Кириллова.

Александр Желенин