Posted 19 июля 2018,, 14:54

Published 19 июля 2018,, 14:54

Modified 31 января, 20:11

Updated 31 января, 20:11

Когда дела важнее слов

19 июля 2018, 14:54
Американский лидер вернулся домой и отказался от заявлений, сделанных на встрече с российским коллегой. Почему?

После переговоров в Хельсинки Владимира Путина и Дональда Трампа российские медиа и эксперты в большинстве бравурно радовались якобы состоявшейся дипломатической победе Кремля. Западные (особенно американские) журналисты и политики, надо заметить, придерживались того же мнения. С их стороны на президента США обрушился шквал критики. В итоге, в Москве рассуждали о том, как Владимир Путин опять «всех переиграл» и в доказательство приводили фразу Трампа, вроде бы свидетельствующую о том, что он больше доверят российскому коллеге, чем американским спецслужбам. В свою очередь американцы клеймили своего президента как минимум за подыгрывание Кремлю, а некоторые издания и политики даже назвали случившееся «изменой родине».

Голоса тех немногих, кто выступал против таких радикальных оценок, практически потонули в птичьем гвалте новоявленных московских экспертов по российско-американским отношениям и либеральных американских СМИ, симпатизирующих оппозиционной Трампу Демократической партии. Между тем, в тех же США о том, что встреча с Путиным была нужна и риторика Трампа не означает никаких уступок, говорили после встречи в Хельсинки некоторые весьма влиятельные лица, такие, например, как республиканец, спикер Палаты представителей Конгресса Пол Райан.

И они явно лучше понимали реальную цену риторическим приемам американского президента. Трамп — это политик, наиболее непоследовательный на уровне заявлений и очень четко преследующий при этом свои интересы на деле. Так что настоящих «экспертов по Трампу» вряд ли удивило, что, вернувшись домой, он уже через сутки начал делать заявления, прямо противоположные тем, что прозвучали в Хельсинки.

Оказалось, что американский лидер якобы оговорился и на самом деле доверяет своим спецслужбам, а не российскому лидеру. «Я хотел бы прояснить на всякий случай: в ключевой части моего замечания я сказал „следует“ вместо „не следует“. Предложение должно звучать так: „Я не вижу, почему мне не следует верить или почему не следует считать, что это Россия“. Я повторю еще раз: я сказал тогда „следует“ вместо „не следует“. Я абсолютно доверяю нашей разведке и поддерживаю ее», — сказал Дональд Трамп, после чего в зале, где он проводил пресс-конференцию неожиданно выключился свет. Ответственность за этот инцидент президент США тут же в шуточной форме возложил на национальные спецслужбы, что стало, наверное, куда более ярким и честным маркером его реального отношения к американским разведчикам и контрразведчикам.

Тем не менее, на словах американский лидер также согласился с мнением директора национальной разведки страны Дэна Коутса об «остающейся угрозе вмешательства» Москвы в грядущие осенние выборы в американский Конгресс. Таким образом, давая понять, что вопрос российского вмешательства в американские выборы не закрыт и поднимать его теперь можно бесчисленное множество раз, в зависимости от политической конъюнктуры. Но этого еще не все. Выяснилось также, что, по мнению американского лидера, российский президент может быть признан виновным в гибели пассажиров малазийского «Боинга», сбитого, по мнению голландского следствия, российской установкой «Бук» в воздушном пространстве Украины.

Американские медиа, надо заметить, несмотря на эти корректировки, все равно продолжили критиковать своего президента. И к ним уже подключились на этом этапе и российские, поскольку в Москве многие явно посчитали, что Владимир Путин был обманут хитрым Трампом.

В реальности же правы оказались те, кто призывал не обращать внимания на риторику американского лидера, который на встречах с кем угодно (хотя бы, например, с северокорейским диктатором Ким Чен Ыном) льстит собеседнику. Ну, а если переговоры прошли, по мнению Трампа, неудачно, потом устраивает скандал «на лестнице». Так уже несколько раз было после его встреч с европейскими лидерами как всеми вместе, так и, например, отдельно с канцлером Германии Ангелой Меркель.

Достаточно увидеть, что никаких реальных договоренностей Путину с американским коллегой достичь не удалось, чтобы понять, что оба считали саму встречу необходимой для снижения общего напряжения, так же как оба не имели ни малейшего намерения идти на какие-то уступки. Так, собственно, переговоры, судя по всему, и прошли. А публичная риторика призвана лишь обманывать общественное мнение, вне зависимости от того, хвалят друг друга президента или наоборот.

Иван Преображенский