Posted 31 июля 2018,, 08:12

Published 31 июля 2018,, 08:12

Modified 30 марта, 19:09

Updated 30 марта, 19:09

«Дружинники» против киевских копов: пока ничья

31 июля 2018, 08:12
На Украине создана организация, которая должна помогать силовикам в поддержании правопорядка. Однако «аваковские псы» уже дерутся с полицией. Та не всегда побеждает.

«В Киеве в столкновениях во время акции протеста против застройки экопарка „Осокорки“ травмированы пять человек» — примерно с такими заголовками вышли некоторые украинские издания. Есть и более жесткие формулировки: «В Киеве произошли стычки Нацкорпуса и полиции», «Полиция избила националистов из Нацкорпуса и назвала их аваковскими псами».

Согласно версии партии «Национальный корпус», активисты Нацкорпуса и «Национальных дружин» совместно с местной общиной вышли на мирную акцию протеста против незаконной застройки экопарка «Осокорки». Однако, прибыв на место, участники столкнулись с неизвестными вооруженными людьми в масках, которые не позволяли снести незаконно установленный забор. На место проведения акции застройщик вызвал полицию, которая задержала нескольких активистов, использовав спецсредства, несмотря на то, что рядом были женщины и дети. Газ применили и в отношении народного депутата Олега Петренко, который пытался освободить задержанных.

«В результате были травмированы пять участников мирной акции, некоторые из них с тяжелыми травмами головы были госпитализированы. Также полиция жестоко избила и абсолютно нелегально увезла двух активистов в участок, однако усилиями общественности их удалось отстоять», — сообщили в Нацкорпусе.

В пресс-службе МВД, несмотря на наличие фото- и видеоподтверждений в соцсетях, отрицают применение чрезмерной силы в отношении участников акции протеста. Хотя на фото видно, как сторонники Нацдружин и полиция поливают друг друга газом. Анекдотичность ситуации состоит в том, что полицейские, подчиненные министру МВД, «прессовали» и унижали активистов, называя их «аваковскими псами». «Национальный корпус» действительно упорно ассоциируют с Аваковым, впрочем наличие тесных политических связей с партией Андрея Билецкого им и не отрицается.

В общем, налицо, вроде бы, примитивный конфликт интересов, где полиция выступила на стороне застройщика, а нацдружинники, разбавленные местными зеваками, непонятно пока на чьей, но определенно на чьей-то. Заказчик пока не известен наверняка, но деньгами пахнет явно. То, что олигархические кланы, тесно связанные с властями, используют в своих целях силовые структуры, известно всем. Причем это могут быть как муниципальные подразделения Нацполиции, так и «дружины», и «частные армии», порой содержащиеся неизвестно кем.

Уместно вспомнить, как 28 января нынешнего года в Киеве прошло любопытное и весьма неоднозначное мероприятие: присяга бойцов «Национальных дружин». Около 600 молодых людей в камуфляже, во главе с экс-командиром полка «Азов», а ныне внефракционным народным депутатом Андреем Билецким, прошли колонной по центральным улицам города к Киевской крепости и там в тусклом свете костров принесли присягу.

Так что же такое «Национальные дружины», для чего они были созданы и за что и против чего выступают? Якобы «за все хорошее, против всего плохого», правда, при допущении «небольшого» физического воздействия на непонятливых, и, конечно, под знаменем национализма. В состав «Нацдружин», согласно данным сайта организации, входят бывшие воины АТО, патриотическая молодежь и небезразличные граждане. Кроме того, среди дружинников немало футбольных ультрас. Сами «общественники» определяют для себя четыре основных задачи: безопасность на улицах, борьба с наркозависимыми и другими асоциальными элементами, оборона страны в случае «полномасштабного вторжения», ну и, наконец, защита малого и среднего бизнеса и борьба с рейдерством. Это самая «вкусная» часть полномочий, которые возложили на себя дружинники, потому как неизвестно, по какому критерию они будут определять, кто рейдер, а кто нет.

«Подобные объединения сами теоретически могут быть использованы для незаконного передела собственности, — сказал „Апострофу“ представитель украинского омбудсмена Михаил Чаплыга. — Например, к нам в офис поступает очень много жалоб от фермеров на то, что непонятные формирования мешают им собрать урожай, либо собирают урожай, но фермеры к этому не имеют уже никакого отношения. Под предлогом борьбы с правонарушениями подобные организации вламываются в места поселения ромов, действуют на Центральном железнодорожном вокзале в Киеве, якобы проверяя какие-то документы».

Для выполнения поставленных задач дружинники патрулируют улицы украинских городов и попутно «физически общаются с наркоманами», расчищают больницы от снега, тусуются на акциях протеста. Например, крепких парней в одинаковых камуфляжных куртках можно было заметить 17 октября прошлого года на первом МихоМайдане. Кроме того, «общественники» разбираются с «наливайками», залами игровых автоматов, проводя «профилактические беседы» с собственниками. «А по факту они просто трусят (трясут — прим. авт.) полулегальные лотереи, брокерские конторы и имеют от этого выгоду», — написал в своем блоге украинский журналист Артем Фурманюк.

Вся эта деятельность сопровождается достаточно четкими и доступными для понимания тезисами: «Наведем порядок в стране», «Мы занимаемся не политикой, а делаем грязную работу», «Очистим улицы от наркоманов и гнили», «Настоящий мужчина должен уметь защитить своих близких». Правда, иногда бывают недоразумения с лозунгами. Так, в одном из постов на своей страничке дружинники заявили, что фраза «Никто кроме нас» — один из девизов их организации. Напомним, что так о себе уже давно говорят российские десантники, их украинские коллеги используют девиз «Всегда первые». Впрочем, «лингвистические» огрехи можно списать на молодой возраст дружины.

Нацдружинники считают, что все имеют право защищать своих близких при помощи оружия. Мол, украинская правоохранительная система не в состоянии обеспечить безопасность каждого гражданина, соответственно, слова «каждому украинцу по пистолету», ну или «хотя бы по ножу», можно считать еще одним из тезисов программы организации. «Мы учим молодое поколение, как при помощи огнестрельного оружия, ножа или кулака защищать слабых и самого себя», — говорится в одном из постов «Национальной дружины» в соцсетях.

«Настрой идет такой, что у каждого бойца должен быть свой личный огнестрел, на который оформляются легальные разрешения: помповые ружья и карабины, — добавляет Артем Фурманюк. — Более того, те люди, которые по возрасту не дотягивают до права на владение оружием либо имеют судимости, все равно обзаводятся оружием: несколько стволов оформляется на одного человека с таким расчетом, чтобы каждый располагал оружием. Как только количество этих стволов и людей достигнет критической отметки, результаты не заставят себя долго ждать».

Вопрос: насколько это законно? После резонанса в СМИ, который вызвала присяга дружинников, «напряглись» даже чиновники МВД. Однако сначала в министерстве утверждали, что такая деятельность легитимна. «Члены этих организаций имеют право осуществлять охрану общественного порядка совместно с сотрудниками Национальной полиции или Национальной гвардии, — заявил советник Авакова Иван Варченко. — То, что сейчас появляются организации, которые хотят включиться в этот процесс, это абсолютно законно, они имеют право».

Действительно такой закон есть. Но ключевой момент в том, что создаваться и действовать такие организации должны только во взаимодействии с правоохранителями. Да вот незадача — «национальные дружинники» вышли из-под контроля, откровенно выступая против силовиков, и начали часто и больно драться с полицией. После такого конфуза глава МВД Арсен Аваков отмолчаться не смог. «В государстве Украина есть только одна монополия на применение силы — государственная. Все остальные парамилитарные образования, которые пытаются себя позиционировать на улицах городов, не являются законными», — подчеркнул министр, выступая перед журналистами.

Но надо отметить, что авторитет дружинников в народе, потерявшем надежду на защиту государства, поначалу был очень высок. К ним шли на поклон с проблемами, которые не хотели замечать представители официальных властей. Однако в определенный момент «мудрые люди» подметили одну особенность: «Посмотришь на активистов, восстанавливающих справедливость в стране — живут небедно, но нигде официально не работают. Значит находятся на чьем-то централизованном обеспечении, плюс к этому прибыльно рейдерствуют, крышуют мелкий бизнес и занимаются небесплатным решаловом. Чем они от политиков и ментов отличаются?»

Ну, а у украинских силовиков появилась серьезная конкуренция и головная боль: неудачно поигрались — родили забавы ради, а игрушка выросла, и из смешного клоуна превратилась в «грозный кошмарик», врывающийся с националистскими лозунгами не только в сон, но и в повседневную реальность.

Валентин Корж, Днепр, Украина