Posted 14 августа 2018,, 15:22

Published 14 августа 2018,, 15:22

Modified 31 января, 20:27

Updated 31 января, 20:27

Трамп утвердил «бюджет войны»

14 августа 2018, 15:22
В следующем году США потратят на свою армию 716 миллиардов долларов. Как отреагирует Россия и чем она вообще в состоянии на это ответить?

Торжественная церемония подписания оборонного бюджета Соединенных Штатов на 2019 финансовый год, который начинается 1 октября, состоялась на военной базе Форт-Драм в штате Нью-Йорк. Президент США Дональд Трамп утвердил рекордную сумму военных расходов — около $716 млрд. Это на $20 млрд больше, чем годом ранее.

Новый закон о бюджете имеет четкую направленность — Россия упоминается в документе несколько раз. Помимо того, что $22 млрд выделено на модернизацию ядерного арсенала США, заморожены контакты в рамках Договора по открытому небу. Как это уже стало традиционным для российско-американских отношений, для возобновления контрольных облетов территорий друг друга от России требуют представить доказательства выполнения всех условий этого соглашения, которое было подписано в 1992 году странами НАТО и государствами, до этого бывшими членами организации Варшавского договора.

«Акт о национальной обороне», как официально называется закон о военном бюджете США, также ставит под сомнение возможность заключения нового или продление ныне действующего Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).

Документ обязывает президентскую администрацию в течение 90 дней после его вступления в силу предоставить обеим палатам Конгресса список лиц, против которых имеет смысл ввести санкции за разведывательное действия в пользу России.

Военный бюджет прямо запрещает выделять деньги на любые акции, которые могли бы способствовать признанию суверенитета России над Крымом. Наконец, в документе впервые есть отдельная статья, предусматривающая противодействие России и ее «агрессии в Европе».

Отдельно зарезервировано $350 млн на оказание военной помощи Украине. На Европейскую инициативу сдерживания, которая предусматривает помощь союзникам по НАТО, выделено $4,6 млрд.

В то же время до $69 млрд (менее, чем 10% от общей суммы) снижаются расходы на борьбу с международным терроризмом. Зато 7,6 миллиарда пойдет на закупку 77 истребителей F-35. США также планируют разработать боевые лазеры для уничтожения крылатых ракет — в новым бюджете Пентагона есть пункт о создании промежуточной системы ПРО «в интересах сухопутных частей». Две противоракетные лазерные батареи США собираются развернуть в 2020 году, еще две — в течение трех лет после этого.

Стоит отметить, что Трампу пришлось подписать бюджет, названный именем сенатора Джона Маккейна — его жесткого политического оппонента и резкого критика России. Этот знаменитый консерватор и ветеран Вьетнамской войны сейчас находится при смерти, у него диагностирован рак мозга. Однако, хотя «Акт о национальной обороне» в этом году именной, Трамп, произнося свою речь, сумел ни разу Маккейна не упомянуть.

«Нынешний бюджет является беспрецедентным по своему объему вложением в американские вооруженные силы и в укрепление их боеспособности», — заявил президент США. «Мы заменим устаревшие танки, устаревшие самолеты и корабли самыми передовыми и смертоносными технологиями», — пообещал он.

Китай уже выразил недовольство в связи с новым оборонным бюджетом Соединенных Штатов, в котором усмотрел направленное против Пекина «негативное содержание». В России же вполне согласны с тем, что американский бюджет, как и планы по созданию космических войск, беспрецедентны. Но как вести себя в складывающейся ситуации Кремль пока не понимает, поэтому даже официальные заявления исключительно миролюбивы.

Например, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров высказался за скорейшее обсуждение и подписание СНВ-3, напомнив, что «Акт о национальной обороне» содержит требование Конгресса к Белому дому разобраться, что из себя представляют новейшие военные разработки, анонсированные Владимиром Путиным, и соответствуют ли они договору о сокращении наступательных вооружений. Напомним, что в их числе межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат», крылатая ракета с ядерным двигателем воздушного базирования Х-101, подводный беспилотник «Статус 6» и гиперзвуковая ракета дальнего радиуса действия «Авангард».

В свою очередь пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что «Россия никогда не нарушала свои обязательства по международному праву и остается им привержена, об этом говорил президент Путин».

Москва, таким образом, ясно дает понять, что все ее прежние милитаристские заявления в первую очередь были направлены на то, чтобы заставить США сесть за стол переговоров. Однако совершенно очевидно, что это не удалось. Американцы не вступают в диалог там, где не они говорят с позиции силы. Это показывают и уже имеющиеся (а также обещанные) санкции, и новый военный бюджет, явно демонстрирующий готовность Соединенных Штатов начать гонку вооружений такой интенсивности, на которую у России просто нет средств.

Выбор перед Кремлем, надо сказать, стоит непростой. Есть только два пути. Первый — согласиться на уступки американцам без всяких гарантий, что в ответ последуют какие-то дружественные действия, а не новые санкции, нацеленные на добивание давшего слабину противника. Второй — любой ценой наращивать расходы на оборону, за счет, в том числе, удушения национальной экономики и отмены последних социальных выплат, что, в свою очередь, чревато ростом напряженности в обществе и внутренней нестабильностью.

Иван Преображенский