Posted 6 сентября 2018,, 09:13

Published 6 сентября 2018,, 09:13

Modified 30 марта, 18:49

Updated 30 марта, 18:49

Образование в Белоруссии: между СССР и Болоньей

6 сентября 2018, 09:13
По мнению части граждан СНГ, бывшая БССР «сохранила все лучшее от Советского Союза». Например, систему обучения, которая, правда, тянет страну назад.

Также в начале 2000-х была полностью ликвидирована академическая и университетская самостоятельность, вузы стали по сути «отделами» Минобразования, с жесткой идеологической вертикалью. Было введено обязательное распределение: любой, кто отучился на бюджете, должен был отработать несколько лет там, куда его пошлют — обычно где-нибудь в глубинке, где всегда не хватает специалистов.

С 2003 года в сообществе высшей школы ломались копья по поводу включения Белоруссии в Болонский процесс. Преподаватели считали, что это нужно для повышения уровня образования, студенты хотели получать дипломы, признаваемые за рубежом, но в Минобразования заявляли, что нужно сохранить советскую систему — «лучшую в мире». Формально интерес Белоруссии к Болонской системе был обозначен в 2011 году. На тот момент министр образования Александр Радьков сказал, что присоединяться страна к ней будет, но в тоже время менять в системе образования ничего не станет. После этого прием Белоруссии был отложен, но в 2015-м решением министров образования стран Европы республика была все же включена в Болонский процесс. Но оно сопровождалось важными условиями, однако за три следующих года для их выполнения не было сделано ничего. В результате сегодня белорусские абитуриенты стараются поступить в первую очередь в польские и российские вузы, а уже затем — в белорусские.

В итоге Белоруссия остается едва ли не единственной страной в мире без национальных стандартов квалификации — до сих пор используются тарифно-квалификационные справочники СССР. Белорусские дипломы по умолчанию не признаются за рубежом, и наоборот. Сохраняется система распределения и льгот с дискриминацией студентов частных вузов. Попытки международного сообщества что-то объяснить и внедрить новшества в практику образовательного процесса встречают отторжение, экспертная помощь не востребована.

А ведь Болонский процесс — едва ли не единственный успешный проект Большой Европы «от Лиссабона до Владивостока». И только в Белоруссии чиновники от образования заявили: советская система была лучше, мы ее сохраним, а Европа нам не указ.

Уроки белорусской истории

Как известно, после распада СССР возникшие на его территории национальные государства в корне переписали свою историю, стремясь как можно дальше дистанцироваться от всего советского, а желательно — и русского. Но Белоруссия стала исключением. В ее системе образования национально-ориентированная интеллигенция до сих пор не имеет веса: историю пишут и преподают по методикам, авторы которых заканчивали Высшую партийную школу.

В результате сегодня в учебниках истории видно стремление угодить сразу всем, но при этом ни в коем случае не дать школьникам или студентам «повод для национальной гордости». Например, в белорусских учебниках создание СССР и установление советской власти рассматривается как добровольное решение белорусов. «Договор о создании СССР заключили между собой четыре независимые советские республики: БССР, РСФСР, УССР и ЗСФСР. Союз ССР создавался как добровольное объединение равноправных республик, как единое союзное государство», — написано в учебнике истории Белоруссии с конца XVIII века по 1999 год.