Posted 10 сентября 2018,, 15:26

Published 10 сентября 2018,, 15:26

Modified 30 марта, 18:47

Updated 30 марта, 18:47

Четвертая православная?

10 сентября 2018, 15:26
Решение Константинопольского патриарха отправить своих экзархов в Киев еще больше запутывает и церковную, и политическую ситуацию на Украине.

Русская православная церковь может прекратить молитвенное общение с Вселенским патриархом. Впрочем, уже не в первый раз. Евхаристическое общение с Константинополем РПЦ уже однажды разрывала — еще при патриархе Алексии II. Тогда Константинополь взял под свое крыло Эстонскую православную церковь, в некотором роде родную для тогдашнего предстоятеля Русской православной церкви. В итоге, Москве вскоре удалось помириться с Вселенским патриархом ко всеобщей радости. Теперь ситуация явно сложнее.

Стоит напомнить, что украинские власти (президент и Верховная рада) ранее обратились к Константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой предоставить украинской православной церкви томос об автокефалии, то есть дать ей независимость от Русской православной церкви. Сегодня самая крупная украинская православная церковь является автономной частью Московского патриархата. На Украине при этом есть еще две православные церкви — Киевский патриархат (УПЦ КП) и УАПЦ. Они считаются «раскольническими», поскольку не признаны другими мировыми православными церквями.

И вот Константинопольский патриархат сообщил, что «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Православной церкви на Украине» Варфоломей принял решение назначить своих представителей (экзархов) в Киеве. Это архиепископ Даниил Памфилийский из США и епископ Иларион Эдмонтонский из Канады. Как отмечается в сообщении Константинопольского патриархата, «оба служат верным украинского православия», то есть окормляют православных украинцев.

Это решение сразу же начали толковать самым разнообразным образом. Самый распространенный вариант: речь идет о подготовке к учреждению Украинской православной церкви, независимой, но подотчетной Константинополю. Об автокефалии Варфоломея просили политические власти — но они не могут быть источником создания новой церкви. На базе одной из двух (или сразу обеих) никем не признаваемых церквей, готовых войти в состав новой Украинской православной церкви также ничего создавать нельзя — это будет изначально крайне сомнительное канонически решение.

При этом Украинская православная церковь Московского патриархата, самая, кстати, крупная на Украине, ни о какой автокефалии не просила и пока публично выступает против нее (хотя и ходят слухи, что некоторые епископы в принципе готовы ее поддержать). Кроме того, даже УПЦ МП с точки зрения Константинополя не является вполне каноничной, поскольку создавалась без участия Вселенского патриарха. Так что единственное решение — создавать церковь с нуля. Для этого, мол, и понадобятся присланные из-за океана епископы.

Фактически появление на Украине четвертой крупной православной церкви, в отличие от УАПЦ и УПЦ КП, могут признать несколько других православных церквей, помимо собственно Константинополя. Например, Элладская. РПЦ же и союзные ей церкви, вроде Болгарской, наверняка делать этого не станут.

На стороне Константинополя, конечно, будут украинские власти, но это вовсе не значит, что они автоматически готовы будут пойти на массовый захват имущества УПЦ МП и передачу его новой церкви. Так же как нет гарантий, что и две уже существующие «раскольнические» церкви так уж обязательно войдут в состав свежесозданной «варфоломеевской».

Еще один вариант — два епископа назначены как «представители на месте», чтобы разобраться в происходящем и попытаться выступить модераторами в переговорах всех церквей, включая и УПЦ МП.

Какая версия тут верна, еще только предстоит выяснить, но в Москве уже восприняли это решение Варфоломея как вызов. Направление в Киев епископов в Московском патриархате сразу же резко осудили, назвав его вторжением на каноническую территорию другой поместной церкви. РПЦ демонстрирует, что настроена очень серьезно. Председатель отдела внешних церковных связей митрополит Иларион, например, сразу четко заявил, что Московский патриархат разорвет евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом, если тот предоставит автокефалию Украинской церкви. Так, скорее всего, и будет.

Вопрос только в том, что такие резкие заявления могут только ускорять кризис и стимулировать Варфоломея принять радикальное решение. Да и потом, рассчитывая на появление единой Украинской православной церкви, что «откусит» у РПЦ чуть ли не половину верующих и до трети от общего числа приходов, Константинопольский патриархат может считать, что новый разрыв уже не будет тяжел для него, как спор из-за Эстонии.

Пойдя «на принцип» Московский патриархат может потерять больше и оказаться впервые за долгое время в изоляции в православном мире, поскольку его претензии на статус самой крупной и влиятельной церкви будут серьезно ослаблены. Кто в этом случае «ушел в раскол» станет понятно лишь со временем.

Иван Преображенский