За «антинародные» реформы Гройсмана ответит Порошенко?

Чтобы получить кредит МВФ и избежать дефолта, на Украине собираются существенно поднять тарифы на газ, а «под шумок» — продать почти половину ГТС.


Гройсман не собирается идти в президенты, а отвечающий «за все» Порошенко хочет попытать счастья во второй раз. © Фото с сайта rada.gov.ua

На открытии осенней сессии Верховной рады премьер-министр Владимир Гройсман говорил о том, что Украина должна в среднесрочной перспективе избавиться от бремени внешних долгов. Однако через несколько дней, проведя переговоры с основным кредитором, сообщил, что невыполнение условий МВФ толкает страну в пропасть кризиса. Выбор, по его мнению, невелик: либо повышаем цены на газ для населения и берем кредит, либо — дефолт. Цена вопроса — $2 млрд нового транша до конца года.

«Нас забросили в серьезную долговую яму. Очевидно, что экономика растет, но у нас на плечах такой долг, который мы сами не можем выплатить. Надо выходить на внешние рынки, перекредитовываться, уменьшать проценты», — отметил премьер. Напирая на то, что кабинет его предшественника Арсения Яценюка, а позже и самого Гройсмана, принял «хозяйство» в плачевном состоянии, глава Кабмина напомнил: только с 2005 по 2013 год долг Украины вырос на $50 млрд. О долгах, накопленных после этого периода, Гройсман упоминать не стал.

Обо всем этом премьер рассказал вечером 6 сентября, отвечая в прямом эфире на вопросы журналистов телеканала «Интер», в то время как утром этого же дня, выступая в Раде на «Часе вопросов к правительству», был полон оптимизма. Глава Кабмина уверял, что сейчас в хранилищах есть достаточное количество запасов газа, все в порядке с электроэнергией и что отопительный сезон начнется вовремя и без проблем. Обещал также, что минимальные зарплаты будут повышены. В общем, говорил, что «ситуация стабильная, все под контролем» и призывал народных избранников и чиновников не пугать людей различными страшилками.

Почему Гройсман, выступая в парламенте, сделал акцент на успехах и позитивных прогнозах, а гражданам по ТВ «выкатил бомбу»? Эксперты объясняют это просто: Рада (теоретически) должна при негативном отчете «разозлиться» и отправить Кабмин в отставку, причем достаточно быстро, ей это «по уставу» положено. А население хоть и повозмущается немного поднятием цены на газ на 25% в текущем году и еще на 15% в будущем, никуда не денется — будет платить. Справедливости ради нужно отметить: глава правительства уже давно предупреждал, что цены на газ придется когда-нибудь поднимать, но грустная перспектива казалась призрачной и раз за разом откладывалась.

Кстати, Гройсману еще предстоит «уговорить» МВФ на такое «небольшое» повышение цен, поскольку фонд настаивает на выравнивании тарифов для промышленного и бытового потребителя, а это значит — что население при принятии подобного варианта ожидает скачок на 60-70%. Отметим, сегодня стоимость газа для промышленности составляет 11 тыс. гривен, для населения 7 тысяч (17,4 тыс. руб.) за тысячу кубометров. Кредиторы также требуют «выравнивания» цены до уровня импортного паритета для всех, мотивируя это в том числе и тем, что разные тарифы способствуют коррупционным схемам. То есть якобы более дешевый украинский газ, добытый из собственных недр, в результате запутанных махинаций продается потребителю по цене импортного, а разница, минуя бюджет, оседает в карманах олигархов-энергетиков и чинуш-посредников.

Кроме этого, система субсидирования населения превратилась чуть ли не в основной источник расхищения государственных, а в данном случае и кредитных, денег. Компенсация разницы в цене газа направляется из федерального бюджета в местные, оттуда в теплокомунэнерго, а далее по длинной цепочке попадает в НАК «Нафтогаз» (которая в основном принадлежит государству, но своим кошельком распоряжается сама), где невозможно установить ни происхождение смешиваемого газа, ни отследить финансовую последовательность денежных транзитов.

Международные эксперты считают, что от потока «отщипывают» в каждой промежуточной инстанции. Это во-первых. Во-вторых, явно прослеживается заинтересованность «Нафтогаза» — чем больше субсидиантов, тем больше его прибыль и для этого не нужно наращивать добычу или вкладываться в оборудование, содержание ГТС. И, в-третьих, эти процессы не могут происходить без крышевания и непосредственного участия верхушки руководства страны.

После таких разъяснений может показаться, что МВФ и взаправду печется о простых гражданах, пытаясь защитить их интересы от коррупционеров. Однако на этот счет есть и другое менние. Экс-министр ЖКХ Украины Алексей Кучеренко считает, что требования кредиторов продиктованы вполне корыстными мотивами. «Нам давали в долг деньги на условиях проведения определенных реформ, ну, помните пресловутые 144 закона, принятые Радой? Их целью было, в первую очередь, оживить финансовую систему, судейскую систему, торговлю и экономику в целом, а если сейчас все чаще говорят о дефолте — получается, они, эти реформы, провалились. Инвестиционный климат не изменился, деньги в страну вкладывать не хотят, — комментирует Кучеренко ситуацию каналу NewsOne. — Значит возврат и обслуживание кредитов в опасности. Откуда можно взять допресурсы в стране, в которой до 90% трудоспособного населения ездит на заработки за границу? Только обложить данью бедную часть населения. Именно жители страны и будут скидываться на кредиты за счет повышения тарифов на энергоносители, ведь у них нет выбора».

По мнению эксперта, повысив тарифы, Запад получит дополнительную гарантию возврата кредитов, украинское правительство закроет часть дыр в бюджете, попутно выписав себе колоссальные премии, а Гройсман сможет заявить об очередной победе: мол, добился минимального подъема — 25-30% это же не 70! Впрочем, весь негатив все равно будут ассоциировать не с премьером (он не будет участвовать в президентской гонке), а с Порошенко — уж слишком рьяно Петр Алексеевич все достижения связывал с собой. Однако если он пострадает лишь падением рейтинга, то население — реально и материально. Ведь для очень многих и нынешний тариф на газ, косвенно заложенный практически в каждый украинский продукт и услугу, неподъемен, а теперь будет и вовсе заоблачен.

Откуда брать деньги на оплату коммуналки? Заявления правительства о защите неимущих с помощью субсидий украинцы уже давно не воспринимают всерьез. Да, действительно, часть населения пока выживает за счет компенсаций, однако с каждым днем количество семей, нуждающихся в соцпомощи, увеличивается, а условия ее получения ужесточаются введением новых жестких правил — порог уровня доходов (необходимый для получения помощи) постоянно занижают, не учитывая роста цен и инфляции. Не дай бог обнаружится дополнительный или неучтенный доход — субсидию долой и плати по полной. Неправильно или несвоевременно оформленные документы лишают права пользоваться льготами до следующего отопительного сезона, а с новыми расценками долгов за зиму может набежать на колоссальную сумму.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в Украине среди стран Европы самый высокий уровень расходов на оплату коммунальных услуг по отношению к уровню доходов. Доля на оплату ЖКХ здесь приближаются к 40%, что в 1,6 раза выше среднеевропейского показателя. К тому же Украина занимает последнее место среди европейских стран по уровню средней заработной платы и пенсии.

Но даже эти данные многие украинцы считают «усредненными», а потому далекими от реальности. В сезоне 2017-18 счета за тепло и горячую воду заставляли некоторых, по разным причинам не оформивших субсидию (лишние квадратные метры и т.п), падать в обморок. Семья из двух человек с суммарной пенсией 2700 грн (1300 + 1400) могла получить счет за относительно теплые батареи в двушке-хрущевке до 2000 грн. И это только за тепло. В будущем сезоне, надо полагать, если хозяевам не удастся оказаться в числе счастливчиков-субсидиантов, от пенсии (правда, ее минимальный размер повысился) не останется даже маленького хвостика.

Помимо увеличения числа претендентов на субсидию и попыток правительства отсечь лишних, наверняка, обострится и другая проблема: рост долгов населения перед коммунальными предприятиями. По данным Госстата Украины, в июне 2018-го их общий объем достигал 35 млрд грн. Из них 7 млрд — прирост за первое полугодие. Эксперты утверждают, что еще 4 млрд добавилось за лето, хотя расходы на отопление граждане не несли, а большинство городов сидело без горячей воды.

В общем, проблемы за всем этим стоят острейшие, и не случайно украинское информационное пространство в последние дни заполнено как раз обсуждением повышения цен на газ и получения кредита. Десятки экспертов разоблачают «корыстные планы» правительства и западных кредиторов, однако конкретных практических советов — как жить дальше — не слыхать. Прогнозы на будущее не радужные, бодрячком только Гройсман. Но внимательные граждане заметили, что одна важная новость из-за истерических обсуждений трендовой темы осталась в тени. Возможно — не случайно. «Под шумок» могут продать почти половину украинской ГТС.

Практически одновременно с приездом миссии МВФ в Киев НАК «Нафтогаз Украины» обратилась к премьер-министру Владимиру Гройсману с инициативой вынести на рассмотрение Совбеза страны возможность продажи иностранной компании 49% газотранспортной системы. Это подается под соусом необходимости принятия мер для защиты интересов Украины как страны-транзитера природного газа в ЕС. По мнению авторов документа, этот статус является ключевым для обеспечения энергетической и экономической безопасности, а также для защиты государственности Украины и для удерживания России от агрессивных действий.

Кому конкретно продать, в обращении не указывают, однако эксперты без труда читают между строк — американцам. Отношение к этой новости на Украине разное: от панического — «караул, нас распродают окончательно!», до  — «почему бы и нет?».

Действительно, продажа 49% ГТС позволит Украине решить сразу несколько проблем. Во-первых, просто пополнить бюджет. Во-вторых — переложить расходы по содержанию, техническому обслуживанию и модернизации ГТС на зарубежного инвестора (по оценкам экспертов, изношенность ГТС составляет порядка 90% и в 2019 г. из-за этого может даже прекратиться перекачка газа). В-третьих, в НАК, судя по всему, рассчитывают, что инвестор сможет добиться от Кремля согласия на транзит через Украину газа с месторождений стран Центральной Азии (прежде всего Туркменистана). Сторонники такого варианта считают, что он гораздо выгоднее, чем было в случае с белорусской трубой, проданной за копейки.

Возможно, именно об этой новости стоит кричать на каждом украинском углу, но происходит то, что происходит. Похоже, внимание от главного умело отвлекают «повышением тарифов», но людей, доведенных до отчаяния, можно понять — они не в состоянии смотреть дальше сегодняшнего дня.

Валентин Корж, Днепр, Украина


Ранее на тему Гройсман: В 2019 году Украине придется потратить $12 млрд на выплату внешних долгов

Гройсман подтвердил, что не планирует участвовать в выборах президента Украины

Тимошенко укрепила лидерство в «президентском рейтинге» Украины