Posted 26 сентября 2018,, 09:08

Published 26 сентября 2018,, 09:08

Modified 30 марта, 18:39

Updated 30 марта, 18:39

«Переоформить» Азовское море

26 сентября 2018, 09:08
Эпопея с «путешествием» двух украинских кораблей через Керченский пролив привлекла к себе большое внимание и, как считают эксперты, может принести Киеву и лично Порошенко неожиданные дивиденды.

«Большой поход» двух украинских кораблей через Керченский пролив, конечно, носил откровенно пропагандистский характер. Разрушить реальный расклад сил на Азовском море, которое все больше становится «внутренним озером» России, он точно не сможет, но, скорее всего, власти Украины преследовали при этом другие цели.

В течение трех дней подряд украинцы наблюдали захватывающий сериал о «прорыве» двух военных судов через Керченский пролив. Направлялись они из Черного в Азовское море на усиление тамошней флотилии. Однако тезис об «усилении», пожалуй, больше фигура речи. На деле корабли боевыми можно назвать лишь условно. Пролив пересекали поисково-спасательное судно A500 «Донбасс» и морской буксир A830 «Корец».

Тем не менее, Россия и Украина превратили все в масштабное «зрелище». Заявления официального Киева выглядели так, будто Керченский пролив был взят штурмом. В Москве не отставали, окружив два вспомогательных судна пограничными катерами и подвесив над ними военную авиацию.

Как это было

Украинские корабли подошли к «аннексированному» полуострову 20 сентября. Там их встретила береговая охрана ФСБ и повела на северо-восток — к Керченскому проливу. Менее чем на 12 миль украинцы к берегу не приближались, заявили в России.

Украинская сторона живописала этот конвой в более ярких красках. «Переход к Керченскому проливу и через него проходил в сложной обстановке. На Черном море корабли украинских ВМС непосредственно сопровождались разведывательным кораблем Черноморского флота „Приазовье“ и пограничными сторожевыми кораблями РФ „Аметист“ и „Дон“. В Керченском проливе для непосредственного сопровождения было задействовано более 10 кораблей и катеров ФСБ и Черноморского флота РФ. Самолеты страны агрессора неоднократно совершали облет наших кораблей, в том числе на предельно низких высотах», — сообщила пресс-служба ВМС Украины.

По ее данным, «Приазовье» совершило чрезмерное сближение с украинскими судами — на дистанцию двух кабельтовых (примерно 370 м), «чем грубо нарушил требования международных правил и создал крайне опасную ситуацию». Причем, если верить сообщению той же пресс-службы, над кораблями в Черном море летали и украинские самолеты. Правда, не истребители, а транспортники. Имели они какое-то отношение к «Донбассу» и «Корцу» — не объясняется.

«21 сентября российский истребитель Су-27, вылетевший из Крыма, создал предпосылки к аварийному событию в воздухе сблизившись на опасное расстояние с военно-транспортным самолетом Ан-26 Военно-морских сил ВС Украины, который выполнял плановое задание над акваторией Черного моря», — говорят в украинских ВМС.

23 сентября оба корабля прошли Керченский пролив. Как сообщает приближенный к Минобороны «Украинский милитарный портал», в Азовском море за ними шли лишь два российских патрульных катера. Ранее Киев сообщал об эскорте, в котором было задействовано больше десятка кораблей РФ. Куда делись остальные — не известно, однако их исчезновение выглядит странно. Встречали их на той стороне «симметрично» — два малых бронированных артиллерийских катера ВМС Украины P177 «Кременчуг» и P178 «Лубны», вышедшие из Бердянска. Вблизи от пролива пролетел американский самолет-разведчик Boeing RC-135V. Всего путь из Одессы до Керченского пролива занял более трех дней. Корабли оказались на редкость тихоходными, пишет «Страна». Судя по всему, они шли скоростью около трех узлов.

Про «Донбасс» и «Корец»

На украинском Черноморском флоте «Донбасс» был до недавнего времени кораблем управления, с которого командование «рассылает приказы». Раньше, при СССР, это была плавучая мастерская. После раздела флота ее переоборудовали. Судно произведено на польской верфи в Щецине в 1969 году. До 2001 года носило название «Краснодон», базировалось в Севастополе.

История «Донбасса» полна несчастных случаев. В 2005 году он загорелся. В 2007-м его сорвало с причала сильным штормом — корабль своевременно не поставили в укрытие. Сам он вернуться не мог, поскольку с него был снят двигатель. В итоге болтающееся в эпицентре 5-балльного шторма судно ловили «всем Крымом». В спасательной операции принимали участие и российские корабли, а также тот самый буксир «Корец».

Вплоть до 2010 года корабль стоял на приколе, а затем, получив должный ремонт, вышел на боевое дежурство. В результате «аннексии» многострадальный корабль достался россиянам, но уже через полтора месяца они вернули его в Одессу на буксире — сам «Донбасс» почему-то туда дойти не смог. В 2016-м на корабле вспыхнул еще один пожар, после чего он пережил очередной ремонт, и вот с помпой (не путать с насосом) перебазировался в Азовское море. Кстати, на Украине говорили сейчас о «Донбассе», как о «поисково-спасательном судне». Видимо, он уже потерял свой статус корабля управления. Впрочем, на Азовском море пока особо нечем управлять.

Что касается буксира «Корец», он также в 2014-м сначала был «захвачен», а потом возвращен Украине. Затем из него хотели сделать минный тральщик, однако, видимо, что-то не сложилось.

Спрашивали разрешения или нет?

Особенно много спекуляций было посвящено именно процедуре прохождения пролива. Российские СМИ утверждали, что украинские корабли попросили разрешения на проход под Крымским мостом. «Украинские военные корабли запросили у российских морских диспетчеров разрешение на проход через Керченский пролив. Мучивший Киев вопрос „Чей Крым?“ — решен», — заявил руководитель крымского корпункта НТВ Олег Крючков. Впрочем, это лишь личное мнение журналиста, наверняка многим в РФ понравившееся.

В свою очередь в Киеве отрицают, что запрашивали разрешение. «Военно-Морские Силы Украины не просили разрешения у страны агрессора, а реализовали свое право на свободное плавание Керченским проливом и Азовским морем согласно Конвенции ООН и международных соглашений», — сказано в заявлении Минобороны.

Результаты

Если не обращать внимание на комизм ситуации — уж слишком неравны силы конфликтующих сторон, то можно сказать, что этим походом Украина совершила прорыв в своей политике сложных соседских отношений в Азовском море. Похоже, власти продемонстрировали хоть какие-то самостоятельные, пусть и символические действия, а не взывали к помощи союзников. Украинские политики давно предъявляют Порошенко претензии в бездействии, в то время, когда Украина терпит прямые экономические и геополитические потери в результате давления РФ в этом регионе. Теперь у него появятся контраргументы — он не сидит сложа руки. Вот, привел в Азов военные корабли и начинает строить базу, с помощью которой украинская сторона сможет зеркально реализовывать свое право на досмотр российских судов. А выступая с ежегодным посланием к Верховной раде, президент заявил, что после возвращения под контроль Украины оккупированного Россией Крыма Черноморского флота РФ на полуострове не будет. Из Конституции предлагается исключить норму, которая позволяет базирование российского флота в Украине. Предполагается, что и в Керченском проливе после этого ситуация изменится принципиально. Вот только Порошенко не назвал, когда и вследствие чего русские уйдут из Крыма.

Что делать?

«По ситуации в Азовском море Украине надо действовать активно, показать России ее место. Впрочем, тезис, что россияне осуществляют аннексию Азова, считаю, преувеличением. Сравнивать то, что происходило в феврале 2014 года, с тем, что есть сейчас, абсолютно невозможно», — говорит в интервью УНИАН заместитель директора украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь. Он считает, что с помощью давления на украинский флот в Азове Москва пытается заставить Киев сесть за стол переговоров, ставя перед собой определенные задачи. Например, «забыть о Крыме», возможно, позволить России «пробить» сухопутную границу в Крым и, конечно, восстановить подачу воды.

Однако эксперт считает, что «агрессор», ослабленный санкциями, уже «не тот». Недавно Государственный департамент США сделал короткое заявление, что Россия препятствует гражданской международной навигации в Керченском проливе и Азовском море. Самусь цитирует ответ российского посольства: «Мы никого не задерживаем, это просто инспектирование гражданских судов военными судами, в соответствии с международным правом… мы имеем это право». А если бы Россия вела себя как в 2014 году, она бы, по его мнению, не обращала внимания на любые заявления, а просто задерживала корабли и говорила: «Это наше море, наш пролив».

Впрочем, считать реакцию РФ на заявления Госдепа «трусливой», по мнению других экспертов, не вполне корректно и достаточно глупо. «В 2014 Россия ставила перед собой одни цели — прирезать себе Крым с наименьшими потерями, — делится своим мнением с „Росбалтом“ независимый социолог из Харькова Олег Пухарцев. — Теперь же у РФ другая задача — приучить украинцев и весь мир к мысли, что теперь полуостров, сменил хозяев и принадлежит именно им. И также минимизировать расходы. Для разных целей разная риторика. Время рычать и время мурчать».

Однако, по мнению Пухарцева, задумка с организацией военной базы в Азове — достаточно сильный ход, если он, конечно, не превратится в банальную предвыборную пиар-акцию, а будет иметь логическое практическое продолжение.

Но самым действенным шагом для Украины, помимо ощутимого военного присутствия, по мнению многих юристов и политиков, были бы настойчивые попытки поменять статус Азовского моря. Его необходимо «переоформить» с «внутреннего», где все вопросы решаются согласно двусторонним договоренностям, на «территориальное», на которое, уже согласно международного права, распространяется суверенитет прибрежного государства, а внешняя граница такого моря является его морской государственной границей.

Без этой, как оказалось, очень важной, правовой «заковыки» Украина имеет ничтожные шансы на законную помощь со стороны и похожа на зайца, закрытого в отдельном ограниченном пространстве, с целью выяснения отношений с волком. Впрочем, вся история человечества только подтверждает, что законы создают лишь для того, чтобы их когда-нибудь нарушить или отменить.

Валентин Корж, Днепр, Украина