Posted 3 октября 2018,, 16:35

Published 3 октября 2018,, 16:35

Modified 31 января, 20:56

Updated 31 января, 20:56

ВМС США против трубопроводов?

3 октября 2018, 16:35
Заявление американского чиновника насчет возможной морской блокады поставок энергоносителей из России вызвало недоумение экспертов.

Слова министра внутренних дел США Райана Зинке о том, что американские ВМС при случае могли бы осуществить морскую блокаду поставок российских энергоносителей на мировой рынок и, в частности, на Ближний Восток, процитированное интернет-изданием Washington Examiner, поставило в тупик как экономических, так и военных экспертов.

Напомним, что Зинке сделал это заявление в своем выступлении в Питтсбурге на мероприятии, посвященном сланцевой энергетике. «У США есть возможность — благодаря нашим ВМС — гарантировать, что морские пути сообщения будут оставаться открытыми, и в случае необходимости заблокировать их… чтобы их энергоносители не попали на рынок», — сказал американский министр.

Эксперты, которых обозреватель «Росбалта» попросил прокомментировать это высказывание, разошлись в своих оценках. Они варьировались от выражений вроде «полный бред» до рассмотрения различных вариантов действий, к которым администрация США теоретически могла бы прибегнуть.

Так, по словам военного эксперта Александра Храмчихина, заявление Зинке «тревожно, поскольку оно означает деградацию руководства страны». Храмчихин уверен, что в словах министра внутренних дел США «нет ничего рационального», а стало быть, и обсуждать нечего.

Аналитик нефтяного рынка, партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин назвал слова американского министра «ахинеей» и напомнил, что министр внутренних дел США вообще-то занимается совсем другими вопросами, нежели внешняя торговля и внешняя политика. По словам Крутихина, «Россия не поставляет на Ближний Восток ни нефть, ни газ, ни нефтепродукты, так что каким образом можно блокировать то, чего не существует, неизвестно».

Экономист Марина Шаповалова отмечает, что «на морской транспорт приходится примерно 1 процент всех перевозок России. Танкерами перевозится лишь пятая часть российской нефти, причем из этого объема примерно 30% поставок приходится на Дальний Восток, а остальные части — на Балтику и Черное море». «Львиная доля наших энергоресурсов поставляется не по морю, а по трубопроводам. Что они собираются блокировать силами ВМС — трубопроводы?», — задается вопросом эксперт.

Между тем, согласно данным доклада консалтинговой компании KPMG, ссылающегося, в свою очередь, на данные Аналитического центра при правительстве РФ и министерства транспорта, «около 60% экспортируемой нефти перевозится морским путем через порты России».

В то же время, Шаповалова отметила в своем комментарии, что не очень представляет себе, «какие нефтеналивные суда в южных морях они (американцы) хотят блокировать», поскольку значительная часть российской нефти перевозится судами под флагами других государств.

На это же обстоятельство обращает внимание и старший аналитик Vygon Consulting Мария Белова, которая также говорит о том, что значительная часть российской нефти перевозится судами под иностранными флагами.

«Непонятно, что имел в виду американский министр, говоря о поставках российской нефти на Ближний Восток, потому что таковых просто не существует», — говорит она. Впрочем, учитывая пробелы американских чиновников в географии, можно предположить, что Райан Зинке имел ввиду Азиатско-Тихоокеанский регион, отмечает Белова. В этом случае, «да, туда мы поставляем немало энергоносителей, нефть и сжиженный газ. В том числе, и танкерами», но, как американцы могут этому помешать — непонятно, отмечает она.

«Как американские санкции могут затруднить поставки нефти из Ирана путем запрета на страхование танкеров — я понимаю, но как ВМС США могут этому противодействовать — неясно. Если они в свободных водах, которые в рамках международных конвенций считаются открытыми для прохода всех судов, будут блокировать (танкеры), то это сильно выходит за рамки юрисдикции отношений двух стран, и это при том, что большая часть танкеров, перевозящих российскую нефть, не российского происхождения. Перевозчики российских углеводородов в основном кипрские, греческие, точно так же, как и трейдеры, покупающие российскую нефть. Они (американцы) что — собираются блокировать международную торговлю?», — недоумевает Белова.

Александр Желенин