Posted 14 ноября 2018,, 16:22

Published 14 ноября 2018,, 16:22

Modified 30 марта, 18:12

Updated 30 марта, 18:12

Встреча, которой не было

14 ноября 2018, 16:22
Иерархи УПЦ МП считают президента Украины Петра Порошенко инициатором внутриправославного конфликта, который никак не может выступать в нем модератором.

Петр Порошенко не сумел, как планировал, провести встречу с епископами крупнейшей в стране Украинской православной церкви Московского патриархата. Стороны обвиняют друг друга в срыве этих консультаций. По версии церковнослужителей, они готовы были встречаться в Киево-Печерской лавре, предложение пригласить туда президента Украины поддержало большинство епископов. Так якобы и договорились с главой государства. Однако в администрации Порошенко сообщают, что он ждал руководство УПЦ МП в Украинском доме, где изначально встреча и была запланирована.

В итоге, украинского президента посетили только три епископа, в том числе, как сообщается, митрополит Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко), ранее неоднократно допускавший для себя возможность перехода в так называемую автокефальную церковь, с просьбой о разрешении на создание которой Порошенко ранее обратился к Константинопольскому патриарху Варфоломею. Главное отличие этой церкви от УПЦ МП, что очевидно, независимость от Московской патриархии и РПЦ. Сегодня крупнейшая Украинская православная церковь обладает только автономией внутри Русской православной церкви.

Тут следует напомнить, что Константинопольский патриарх не стал отказывать президенту Украины в его просьбе. Вначале Варфоломей направил на Украину двух своих экзархов, а также снял анафему, то есть церковное проклятие, с руководителей непризнанных мировым православием Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Позднее Синод Константинопольской патриархии и вовсе объявил, что отменяет свое решение 1686 года о передаче Украины под управление Московского патриарха.

Что дальше? Еще до начала 2019 года на Украине должен пройти объединительный собор, в котором примут участие УПЦ КП и УАПЦ, а также, как ожидалось, многие иерархи Украинской православной церкви Московского патриархата.

Однако последнего как раз, судя по всему, и не случится. Договориться с иерархами УПЦ МП у украинских властей и Константинопольского патриархата не получается. Напротив, Синод УПЦ МП, перед тем, как отказаться от встречи Порошенко, вслед за «материнской» Русской православной церковью принял решение разорвать евхаристическое общение с Константинополем. Лишь один епископ проголосовал против такого шага.

На практике это значит, что прихожане УПЦ МП теперь не смогут причащаться не только в храмах, которые украинские власти передадут непосредственно Константинопольскому патриарху (пока это только Андреевская церковь в Киеве), но и в тех церквях, которые отложатся от Украинской православной церкви Московского патриархата и перейдут в новую «автокефальную» церковь. Про храмы УПЦ КП и УАПЦ и говорить не приходится, с ними евхаристического общения не было и раньше. Тем более, что обе эти церкви, хоть и с большим внутренним сопротивлением, судя по всему, постепенно все же переходят под омофор Константинопольского патриарха.

С этой точки зрения и надо, скорее всего, рассматривать встречу Петра Порошенко с тремя иерархами УПЦ МП. Речь, возможно, идет о личной «торговле» за посты в новой церкви, а также о попытке все же договориться о переговорах в широком составе. Светские власти в Киеве явно хотели бы избежать слишком резкого конфликта, хотя значительная часть украинских медиа уже и начала называть крупнейшую украинскую православную церковь либо «РПЦ в Украине» либо как-то иначе, но подобным же образом. Таким образом, делается попытка подчеркнуть, что на «общеукраинский» статус может претендовать только новая, еще не созданная автокефальная церковь. И остается лишь дождаться томоса, то есть постановления об этом Константинопольского патриарха Варфоломея.

В реальности же, как уже неоднократно подчеркивало большинство независимых специалистов по церковному праву, в сложившейся ситуации формально правы обе стороны. Причем, с точки зрения канонических традиций, возможно, даже больше Русская православная церковь, поскольку в православии вообще нет никакой единой традиции провозглашения автокефалии и уже тем более правил, по которым Константинопольский патриарх может ее каким-то церквям предоставлять.

Впрочем, на Украине конфликт идет вовсе не вокруг канонического права или даже шире — православия. Речь идет о продолжении российско-украинского противостояния и нежелании официального Киева, а также значительной части украинского, в том числе, секулярного, общества, чтобы крупнейшая в стране религиозная организация оставалась под контролем Кремля, как понимается сегодня там власть Московского патриархата. В свою очередь УПЦ МП не горит желанием попадать вместо весьма формального контроля Москвы под потенциально более жесткий контроль Киева. И явно готова бороться против этого.

Таким образом, похоже, пока церковный раскол на Украине только углубляется и попытка Петра Порошенко выступить посредником, просто не была принята УПЦ МП, поскольку там считают президента Украины инициатором внутриправославного конфликта, который никак не может выступать в нем модератором.

Теперь вопрос, чем на это ответят украинские светские власти. Насколько крепки в реальности позиции иерархов Украинской православной церкви Московского патриархата и готов ли официальный Киев принуждать их к присоединению к создаваемой под эгидой Константинополя автокефальной церкви? А если принуждать — то насколько жестко и твердо?

Иван Преображенский