Posted 26 ноября 2018,, 12:05

Published 26 ноября 2018,, 12:05

Modified 31 января, 21:27

Updated 31 января, 21:27

Эскалация в проливе: взгляд «оттуда»

26 ноября 2018, 12:05
Вполне естественно, что на Украине «захват» катеров и буксира на границе Черного и Азовского морей видится не совсем так, как в России.

В ночь перед началом рабочей недели те из украинцев, которые еще не успели заснуть, смотрели в прямом эфире, а потом в бесконечных повторах в записи неотложное совещание верхушки официальной власти совместно с руководителями силовых ведомств. Основной информацией, доводимой до сведения граждан, явилось то, что Российская Федерация препятствовала прохождению двух украинских катеров и буксира из Одессы в Мариуполь, перекрыла проход под аркой Керченского моста, российские военные корабли применили силу и взяли в плен выходившие из Керченского пролива суда, ранили несколько моряков. Подобные действия России восприняты как очередная агрессия и посягательство на суверенитет Украины.

Быть военному положению или нет, теперь зависит от депутатов Верховной рады, в срочном порядке возвращающихся из отпуска, и реакции международного сообщества. В своем выступлении Петр Порошенко напирал на то, что подписанты Будапештского меморандума гарантировали Украине защиту в случае агрессии извне.

Странной и противоречивой показалась попытка президента успокоить украинцев непонятной оговоркой о том, что Украина не собирается воевать с Россией и кем бы то ни было еще. А кто тогда будет и с какой целью особое положение? Резервисты и ветераны АТО восприняли это по-своему и начали ночью паковать вещмешки. Даже если бы президент Порошенко не сказал о том, что Украина нуждается в их помощи на экстренном заседании СНБО — об этом они догадались и сами. Обыватели тщательно изучают документы, пытаясь детально разобраться, чем конкретно грозит населению введение военного положения в стране. Ну, в общих чертах понятно, конечно — что ничего хорошего, но все-таки: какие особые права получит президент, если парламент одобрит его предложение? Какие дополнительные обязанности, неудобства и запреты грозят рядовым гражданам? Ответы на эти вопросы оперативно появились в оппозиционных украинских СМИ, постоянно находящихся под угрозой закрытия.

1. Что такое военное положение?

Военное положение — это особый правовой режим, который вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

2. Какова процедура его введения?

Процедура введения военного положения проходит в 4 шага. Сначала Совет национальной безопасности и обороны готовит и подает президенту предложение ввести военное положение по всей Украине или на части ее территории. Именно такое решение было принято в ночь на 26 ноября.

Второй шаг: администрация президента оформляет решение в виде указа главы государства, а президент подписывает этот нормативный акт. Президент должен обосновать перед Верховной радой необходимость введения военного положения на всей территории Украины или в конкретных областях.

Третий шаг: депутаты Верховной Рады в течение 48 часов на своем заседании утверждают указ президента (для этого требуется стандартное количество в виде минимум 226 голосов).

И, наконец, сразу же после утверждения в парламенте СМИ немедленно оглашают указ президента, после чего режим военного положения официально стартует — на определенной территории и на срок 60 дней.

3. Если военное положение примут, что это будет значить

Список ограничений во время военного положения довольно обширный и определяется законом о правовом режиме военного положения.

Конфискация имущества

Власти получают возможность принудительно отчуждать имущество, находящееся в частной или государственной собственности для нужд государства или армии. Например, могут конфисковать автомобили или недвижимость, которые являются самым лакомым объектом изъятия. При военном положении «отжимать» имущество будут на законном основании.

Границы закроют

Правительство может устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движение транспортных средств. Ограничиваются выезды граждан Украины за рубеж и въезд иностранцев в Украину.

Тотальный контроль

При введении военного положения на контрольно-пропускных пунктах будут проверять документы, проводить осмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан, за исключением ограничений, установленных Конституцией Украины.

Сухой закон и запрет на продажу оружия

Правительство получает возможность регулировать торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе. При необходимости торговлю можно запретить. Также вводится нормированное обеспечение продуктами и лекарства — например, карточки на продукты питания, как это было во времена Великой Отечественной войны.

Обеспечение армии из бюджета городов

Финансирование деятельности военных администраций по выполнению полномочий органов местного самоуправления осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов, выполнение других функций — за счет средств Государственного бюджета Украины.

Все предприятия могут обязать работать на нужды армии

Закон определяет использование мощностей и трудовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны. Изменять режим их работы, проводить другие изменения производственной деятельности, а также условий труда возможно в соответствии с законодательством о труде.

Введение комендантского часа

У властей появится возможность вводить комендантский час (запрет пребывания в определенный период суток на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений), а также устанавливать специальный режим светомаскировки.

Ограничения в работе СМИ

При военном положении правительство сможет запрещать работу СМИ, если посчитает, что она угрожает национальной безопасности. Также может, при необходимости, вводиться запрет на работу приемно-передающих радиостанций личного и коллективного пользования и передачу информации через компьютерные сети. То есть, Интернет может также оказаться под запретом.

Конституцию изменить будет нельзя

В условиях военного времени категорически запрещается вносить изменения в Конституцию Украины. То есть ни о каком «особом статусе Донбасса» и прочих изменениях в Основной закон, предусмотренных Минскими соглашениями, речи быть не может. Как и внесении в Конституцию изменений относительно евроинтеграционных устремлений Украины или конечной цели в виде членства в НАТО.

Запрет митингов и политпартий

Закон предусматривает запрет проведения мирных собраний, митингов, шествий и демонстраций, а также других массовых мероприятий. Власти получают полномочия запрещать деятельность политических партий, общественных объединений, если, по мнению властей, она направлена на ликвидацию независимости Украины. Массовые мероприятия будут запрещены.

Трудовая повинность и переселение

Помимо прочего закон допускает введение трудовой повинности для трудоспособных лиц и принудительное «интернирование» (поселение, переселение) граждан иностранного государства, которое угрожает нападением осуществляет агрессию против Украины. Фактически, граждан могут привлекать, например, рыть окопы, разбирать завалы после боевых действий.

Запрет выборов

Во время военного положения запрещается проводить референдумы и выборы, начиная с президентских и заканчивая голосованием за состав местных советов. К слову, еще летом лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко заявляла о якобы имеющих место планах Петра Порошенко сорвать президентские выборы в Украине через эскалацию военных действий. Введение ВП на 60 дней означает полный срыв календарного плана избирательной кампании, которая должна была стартовать в декабре. Даже если спустя 60 дней ВП будет отменено, провести выборы 31 марта уже будет невозможно. Также, согласно закону, в случае окончания срока полномочий президента Украины во время действия военного положения его полномочия продолжаются до вступления на пост новоизбранного президента Украины, избранного после отмены военного положения. Не могут быть прекращены полномочия Верховной рады, Уполномоченного Верховной рады по правам человека, министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также судов, органов прокуратуры Украины, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование.

Первый вывод, напрашивающийся из всего вышеперечисленного — Порошенко и его команда получат эксклюзивные права и возможности и ограничить их станет некому, по крайней мере — до следующей осени. А к тому времени может так статься, что вся оппозиция и конкуренция просто исчезнет. К тому же, поводов относиться с недоверием к «обещалкам» Петра Алексеевича, что свободы и права украинцев во время действия ВП не будут ограничены — предостаточно. Слишком часто президент нарушал свои обещания.

Второй принципиальный вопрос, возникающий в связи с предложением Порошенко: почему именно сейчас он созрел на столь решительные действия? По сути, основания для введения в Украине военного положения появились еще летом 2014 года, когда шла полноценная война на Донбассе. Но оно не было объявлено ни тогда, ни в феврале 2015 года, в разгар боев под Дебальцево. Есть ли смысл его объявлять ровно за 4 месяца до президентских выборов? Тем более после инцидента, масштаб которого не идет ни в какое сравнение с событиями 2014-го и начала 2015 года. Но тогда никто военное положение не вводил. А сейчас вдруг собираются.

В случае введения военного положения на 60 дней, полностью срывается календарный план проведения выборов президента. В таком случае, как считают в президентской фракции БПП, президентские выборы могут быть перенесены на осень и пройдут одновременно с парламентскими, которые предварительно запланированы на 27 октября 2019 года. В таком случае выборы будут вместе. Плюс контроль над контентом СМИ и другие ограничения, которые помогут Порошенко выиграть выборы.

Известный юрист Андрей Портнов в своем Telegram-канале написал, что предложение о введение военного положения в Украине — это попытка сорвать президентские выборы в Украине. А ситуация с кораблями была специально спровоцирована украинскими властями с целью ввести военное положение и сорвать выборы. «Озвученное властью предложение о введении военного положения — дешевая попытка сорвать президентские выборы. Специально спровоцированные и абсолютно прогнозируемые последствия от столкновения с российскими кораблями — комбинация безнадежного кандидата Порошенко для продления своей власти и агония его преступной команды. Ничего из этого не выйдет. Никакое самообострение уже не поможет. После смены режима нужно будет следственным путем определить причины и цели сегодняшних событий в Азовском море» — написал Портнов.

Также активно обсуждают идеи, что в случае введения в Украине военного положения, Киеву не дадут крайне необходимый для экономики очередной транш МВФ, ради которого был принят бюджет 2019 и повышены тарифы на газ для населения. Однако, некоторые эксперты напоминают, что у МВФ или Всемирного банка нет формальных юридических запретов, препятствующих продолжению сотрудничества с воюющей страной. Например, во время войны в Хорватии в 1991—1995 годах, Мировой банк выделил займ на проекты по восстановлению и модернизации разрушенной инфраструктуры, а также промышленных и сельскохозяйственных объектов, а Международный валютный фонд заключил соглашение о предоставление кредита. То есть деньги можно, теоретически, получать и дальше, но идти они будут как минимум со скрипом.

Пожалуй, каждый украинец, пытающийся самостоятельно проанализировать сложившуюся ситуацию и сделать для себя объективные выводы, проходит по цепочке вышеперечисленных рассуждений и напрашивающихся в первую очередь выводов. Однако большинство не спешит складывать окончательное мнение о реальных причинах, подтолкнувших к объявлению ВП. По сути, власть заявила о жестком «расстреле» украинских катеров, но не предоставила неопровержимых доказательств. По телеканалам и сети гуляет пока только одно видео тарана маленького судна большим, где российские моряки выглядят кровожадно и много матерятся. Что да как было на самом деле остается за кадром. Где подтверждение стрельбы, о которой так много говорится?

С другой стороны, отторжение Крыма и Донбасса позволяют предположить, что Родина действительно в опасности, а Порошенко не просто спасает свое положение, но обоснованно вынужден кричать на весь мир о помощи и предпринимать крайние меры для спасения целостности Украины. Он хотя и, по мнению многих, «засранец», но свой. Что если в этот раз он говорит правду, а ему не поверят и оставят страну без патриотической поддержи? Сложный вопрос, на который каждому гражданину придется найти ответ в ближайшие дни, ведь сомнения уместны лишь до вступления в драку, потом они недопустимы.

Для того, чтобы Верховная рада ввела военное положение, необходимо набрать 226 голосов. Большинство фракций решение по голосованию будет принимать сегодня. Однако большинство решивших прокомментировать ситуацию украинским телеканалам экспертов и парламентариев, высказывают убеждение, что на ВП голоса найдутся. «Голосов должно хватить. БПП, НФ, „Самопомощь“, свободовцы, радикалы. Опять же, Юля в ловушке», — заявил «Росбалту» депутат от БПП, пожелавший остаться неизвестным.

«Армия. Мова. Вира. Вийськовий стан. Гибридное военное положение получается. Но если не начнется бунт на корабле, то голосов хватит, — говорит „Стране“ политолог Андрей Золотарев. — Будет ли объявлено ВП в отдельных районах или на всей территории Украины, — зависит от реакции Запада. Если на всей территории, то надо вывозить семью за рубеж, пусть Петя своего отпрыска в окопы отправляет».

В общем, на текущий момент предельно ясно, что все не очень хорошо и может стать гораздо хуже. Абсолютно непонятно — будет конфликт решаться дипломатическим путем или военным. Еще более непонятно — устроил ли это Порошенко в своих интересах или Россия действительно перестала вести себя «скромно» и перешла в наступление. Во всяком случае, разговоры в украинских СМИ ведутся вокруг двух этих основных предположений, где негативного «героя» и виновника эскалации конфликта нужно выбрать между Владимиром Владимировичем и Петром Алексеевичем. Некоторые телеканалы, не понимая до конца ситуацию, не хотят плодить непроверенные слухи, а, возможно опасаются «наказания» и вместо традиционного в подобных ситуациях в советское время «Лебединого озера» крутят фильмы и развлекательные программы про путешествия. Другие наоборот — очень активны, но осторожны, даже принадлежащие Порошенко, аккуратно дают слово ньюсмейкерам, имеющим полярные мнения, как тем, там и другим. Сами же издания и известные ведущие предпочитают избегать однозначных формулировок, оценок и лишь перечисляют возможные версии развития событий. Более того — единства мнения нет в оппозиции, практически все партии собрали экстренные собрания для выработки единой линии.

Валентин Корж, Днепр, Украина