Posted 1 декабря 2018,, 13:00

Published 1 декабря 2018,, 13:00

Modified 31 января, 21:31

Updated 31 января, 21:31

Санкционный тупик

1 декабря 2018, 13:00
Ситуация с международным давлением на Россию достигла критической точки, когда полумеры неэффективны, а решительные шаги неприемлемы, отмечают эксперты.

Отказ президента США Дональда Трампа от давно запланированной встречи со своим российским коллегой Владимиром Путиным, которая должна была пройти на полях саммита G20 в Аргентине, возможно послужит в некотором роде официальной отмашкой для начала новой санкционной волны в отношении России. Повод очевиден — очередное обострение отношений Москвы и Киева, вызванный арестом трех украинских судов и их экипажей в Керченском проливе.

Еще за два дня до решения Трампа отказаться от встречи с Путиным, спецпредставитель госдепартамента США по Украине Курт Волкер призвал ЕС ввести новые санкции против Москвы. «Мы определенно призываем наших европейских союзников внимательнее изучить, какие дополнительные санкции можно ввести», — заявил он.

К новым санкциям призвала и премьер-министр Великобритании Тереза Мэй, которая заявила, что инцидент в Керченском проливе — это «часть картины поведения России», которой, по словам британского лидера, «следует освободить эти корабли и моряков». К этому же призвали главы МИД стран «большой семерки».

Между тем руководители двух ведущих континентальных европейских держав — Германии и Франции не спешат вводить новые ограничения в отношении России. В частности, официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт заявил, что инцидент с арестом трех украинских кораблей российскими военными не изменит отношение немецких властей к российскому экспортному газопроводу «Северный поток-2», поскольку это, по его словам, проект экономический.

Обозреватель «Росбалта» попросил экспертов ответить на вопрос о том, насколько серьезные шаги могут последовать на этот раз. Они высказали мнение, что Запад вряд ли прибегнет к серьезным мерам, поскольку сам по себе санкционный подход в отношении Российской Федерации понемногу заходит в тупик.

Руководитель Центра украинских исследований, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Виктор Мироненко говорит, что «санкции работают плохо потому что с ними, как говорят, „бабушка надвое гадала“. С одной стороны, цивилизованные страны должны как-то реагировать на нецивилизованное, с их точки зрения, поведение с чьей бы то ни было стороны. Как это обычно бывает? Первая реакция состоит в том, чтобы помахать пальчиком, дескать, так нельзя. Вторая — введение экономических санкций. Третья — политическая изоляция — полная или частичная. И это — все. А дальше что? О том, что может быть дальше мы знаем из истории— действия силового характера».

Проблема с санкциями состоит еще и в том, что их расширение, во-первых, бьет не по тем, кто принимает политические решения, а по людям, не имеющим к ним отношения — по рядовым гражданам. С другой стороны, отмечает Мироненко, «введенные экономические санкции уже действуют и, если их усиливать и расширять, ухудшая положение массы населения страны, против которой они используются, можно получить такие последствия, особенно в хорошо вооруженной стране, которых, конечно, никто из вменяемых политиков даже допускать не должен. Поэтому тут есть черта, которую нельзя переходить».

В связи с этим эксперт высказывает мысль, что «ситуация достигла критической точки, когда полумеры неэффективны, а решительные меры неприемлемы».

«Образовалась большая политическая неопределенность. „Просел“ со своим планом суверенизации Европы президент Франции Эммануэль Макрон. Канцлер Германии Ангела Меркель, приехав в Киев, вместо предложений о том, как выходить из российско-украинского цугцванга, услышала предвыборную речь».

Таким образом, считает Мироненко, «весь тот набор средств, которые использовались для урегулирования конфликта в Восточной Европе, исчерпан, а новых никто не предлагает, не зная, похоже, что делать. Между тем, как известно, и мы это видим сейчас, ситуация, предоставленная сама себе, имеет тенденцию развиваться только в одном направлении — от плохого к еще худшему. В российско-украинских отношениях образовалось целое „гнездо“ „черных лебедей“, и их „вылет“, то есть любой эмоциональный шаг любой из сторон, может вызвать абсолютно непредсказуемое развитие событий».

Мироненко полагает, что «пришло время вспомнить уроки истории. Например то, как развивались события в 30-е годы прошлого века — в Австрии, Чехословакии, Польше». Конечно, говорит он, «полных совпадений не бывает, но пока все очень напоминает преддверие Второй мировой войны». Еще не поздно остановить такое развитие событий, считает эксперт, но времени и средств остается все меньше. Необходимо, как минимум, понимание того, что само собой на этот раз все не рассосется.

Доцент МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули отмечает, что Евросоюз будет рассматривать вопрос о новых санкциях в отношении России из-за инцидента в Керченском проливе, о чем уже есть информация на сайте главы европейской дипломатии Федерики Могерини. Он также напомнил, что «есть решение Европарламента месячной давности, в соответствии с которым в случае обострения ситуации именно в этом регионе — то есть, в Приазовье — ЕС будет водить дополнительные санкции».

Эксперт уверен, что «рассматриваться вопрос о санкциях будет точно, но насколько они будут реализованы — вопрос отдельный». В то же время, «какие-то чисто формальные символические моменты, вроде расширения списка персоналий, подпадающих под санкции, безусловно появятся», — говорит он. Помимо этого, отмечает специалист, «могут быть свернуты некоторые намечавшиеся совместные с европейцами проекты, связанные с бурением в Азовском море».

В то же время, по мнению Тэвдой-Бурмули, со стороны Европы вряд ли будут предприняты какие-то серьезные меры, поскольку «есть некий предел возможного». «Значительная часть бизнеса, да и некоторые страны, не слишком довольны режимом санкций (в отношении РФ) в принципе. В этой ситуации резко усугублять санкционный режим будет технически невозможно», — отметил он.

Александр Желенин