«Евроавтомайдан» проиграл

На Украине шутят, что Порошенко ввел военное положение не для противодействия России, а чтобы разблокировать западную границу, которую взяли под контроль водители машин с иностранными номерами.


По разным данным, на Украину ввезено от 2 до 5 млн авто из Европы, владельцы которых теперь обязаны уплатить пошлину. © Фото с сайта dpsu.gov.ua

В конце ноября практически все пропускные пункты на границе Украины с Польшей, Словакией и Венгрией оказались заблокированными. Там сосредоточились сотни фур и тысячи обозленных людей. Обладатели «евроблях» (авто с еропейскими номерами, от польского blachy — листовой металл, из которого делают номера) дрались с теми, кому эта акция пришлась не по вкусу (под раздачу попали даже польские дипломаты) и жгли покрышки.

Ситуация, как рассказывают «Росбалту» очевидцы, сложилась очень нервная и напряженная. В общем, впору было говорить о транспортном коллапсе и огромных проблемах для властей — почище, чем сейчас в Париже. Непонятно, чем все это вообще могло для них закончиться. Очередным Майданом? Вполне. Поскольку в данном случае люди боролись не только за свое «достоинство», но и собственные деньги, что, согласитесь, немаловажно.

Боролись за деньги, которые власти хотели получить с владельцев авто с европейскими номерами, число которых измеряется в миллионах, умудрившихся не заплатить таможенный сбор. Вообще-то, на протяжении всей новейшей истории Украинское государство «обижало» своих граждан чересчур завышенными (по мнению граждан) таможенными пошлинами на ввозимый из-за рубежа транспорт. Отечественный же автопром, с помощью совместных с иностранными партнерами производств, хоть и стал выпускать красивые машины с двигателем не в «заднице», но бывший «Запорожец» в новом облике и под другим названием стал стоить как три, а то и четыре подержанных «Мерседеса».

Впрочем, надо сказать, что в середине девяностых в Украину через Прибалтику успели свезти весь европейский автохлам. Потом, постепенно, лавочку прикрыли, сделав возможность ездить на европейских бэушках непривлекательно-дорогой. Но после Майдана новая власть, кричавшая на баррикадах о единстве с народом и справедливости для всех, слегка «приоткрыла дверцу» в законе о транзите иностранного транспорта. Вот в эту «дверцу» за три года успело проскочить, по разным прикидкам — точных цифр нет, от двух до пяти миллионов легковых машин. Официально в законе ничего и не меняли — просто смотрели на все эти «незначительные нарушения» сквозь пальцы. Дескать, пусть попользуются достижениями революции. К тому же за каждый ввозимый по серой схеме автомобиль к рукам таможенников прилипало от 50 до 300 евро. Умножим на два миллиона (а лучше на пять) — сумасшедшие деньги! При этом приграничные МРЭО (Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД) практически перестали выдавать местные номера, и все преспокойно ездили с «европейскими».

И вот, спустя три года, дремлющий удав проголодался и хитро открыл один глаз. Окинув масштаб вероятной добычи, тут же открыл и второй. Поживиться есть чем! Все эти миллионы счастливых автовладельцев либо раскошелятся, либо вынуждены будут разобрать любимые машины на запчасти. 25 ноября вступил в действие закон, вынуждающий обладателей «евроблях» растаможить «европейские колеса» или выложить непомерный штраф. Действие льготного тарифа — полгода, потом ужас.

Разговоры о подобном сценарии велись давно, однако на веру их никто всерьез не воспринял: предположение, что в предвыборный год Порошенко не решится на столь непопулярные у избирателей шаги, успокаивало. «Восстанем, скинем, не допустим, шапками закидаем, — раздавались популистские выкрики. — Не может такого быть, это ж сколько возни только с документацией! Кто этим заниматься будет?» Но не тут-то было: Рада, несмотря на протесты митингующих, проголосовала, президент — подписал. Ну, а активисты, объединившие под своими знаменами многочисленных пострадавших, слегка помитинговав в Киеве и убедившись в неэффективности акций, прибегли к национальной забаве — блокировали таможню. Застряли на границе и обычные туристы, и бизнесмены. В отместку разозленные водители фур также перекрывали обладателям «блях» дорогу к таможне. В общем, казалось, что властям пора идти на попятную, иначе «Евроавтомайдан» заставит депутатов и президента искать себе новую работу.

Трудно сказать, чем все могло закончиться, однако все резко изменилось одновременно с введением военного положения. В соцсетях стала популярной шутка о том, что на самом деле целью Порошенко была не борьба с Россией, а снятие блокады западной границы. Все подъездные пути, ведущие к пунктам пропуска, которые были перекрыты участниками акции на автомобилях с иностранной регистрацией, очень быстро полностью разблокировали. Об этом 28 ноября сообщила Государственная пограничная служба. «Работа всех пунктов пропуска на участке западной границы нормализована. Меры пограничного контроля и пропуска через государственную границу участников международного движения осуществляются в установленном порядке», — отметили в ведомстве. Представители погранслужбы слегка слукавили, кое-где до сих пор «тлеют» очаги недовольства, но это уже точно не тот «костер», который грозил перерасти в «пожар».

Сыграл ли тут решающую роль фактор военного положения, сказать трудно. Ведь на западные области оно не распространяется, и митингующих не должны, кажется, «прессовать» жестче, чем в обычное время. Возможно, обладатели «евроблях» попросту побоялись восстановить общественное мнение против себя — ведь президент сказал, что мы на пороге большой войны с Россией. Поверил в это мало кто, но выглядеть антипатриотично, сражаясь исключительно за личные интересы, когда «родина в опасности», никому неохота. Впрочем, «бурчание» о неуместности меркантильности на фоне угрозы государству исходило не только от властей — поддержки в обществе протестная затея так и не получила. У купивших автомобили задешево нашлись завистники, не успевшие этого сделать.

Так и разошлись. «Удав» скоро будет сыт, «нарушители» трепещут и собирают деньги на уплату налогов. Можно констатировать, что президент в очередной раз одержал победу над собственными гражданами. Правда, недовольных слишком много, и они жаждут реванша, а потому ходят разговоры, что после отмены ВП волна протестов поднимется с новой силой. Однако, судя по тому, как неукротимые недавно автовладельцы послушно выстроились в очередь на растаможку, — это очень сомнительно. Значительная их часть к тому моменту внесет денежку в казну, серьезно проредив ряды борцов за справедливость. Более правдоподобно выглядит предположение, что непосредственно перед выборами, желая повысить свой рейтинг, Порошенко объявит «амнистию» нарушителям.

Валентин Корж, Днепр, Украина


Ранее на тему Украина ослабляет пограничный режим на западной границе, чтобы усилить его на восточной

На «Ягодине» начались массовые стычки между дальнобойщиками и протестующими владельцами автомобилей

На Украине хозяева машин с еврономерами перекрыли погранпункты