Posted 5 декабря 2018,, 17:20

Published 5 декабря 2018,, 17:20

Modified 31 января, 21:33

Updated 31 января, 21:33

«Евроавтомайдан» проиграл

5 декабря 2018, 17:20
На Украине шутят, что Порошенко ввел военное положение не для противодействия России, а чтобы разблокировать западную границу, которую взяли под контроль водители машин с иностранными номерами.

В конце ноября практически все пропускные пункты на границе Украины с Польшей, Словакией и Венгрией оказались заблокированными. Там сосредоточились сотни фур и тысячи обозленных людей. Обладатели «евроблях» (авто с еропейскими номерами, от польского blachy — листовой металл, из которого делают номера) дрались с теми, кому эта акция пришлась не по вкусу (под раздачу попали даже польские дипломаты) и жгли покрышки.

Ситуация, как рассказывают «Росбалту» очевидцы, сложилась очень нервная и напряженная. В общем, впору было говорить о транспортном коллапсе и огромных проблемах для властей — почище, чем сейчас в Париже. Непонятно, чем все это вообще могло для них закончиться. Очередным Майданом? Вполне. Поскольку в данном случае люди боролись не только за свое «достоинство», но и собственные деньги, что, согласитесь, немаловажно.

Боролись за деньги, которые власти хотели получить с владельцев авто с европейскими номерами, число которых измеряется в миллионах, умудрившихся не заплатить таможенный сбор. Вообще-то, на протяжении всей новейшей истории Украинское государство «обижало» своих граждан чересчур завышенными (по мнению граждан) таможенными пошлинами на ввозимый из-за рубежа транспорт. Отечественный же автопром, с помощью совместных с иностранными партнерами производств, хоть и стал выпускать красивые машины с двигателем не в «заднице», но бывший «Запорожец» в новом облике и под другим названием стал стоить как три, а то и четыре подержанных «Мерседеса».

Впрочем, надо сказать, что в середине девяностых в Украину через Прибалтику успели свезти весь европейский автохлам. Потом, постепенно, лавочку прикрыли, сделав возможность ездить на европейских бэушках непривлекательно-дорогой. Но после Майдана новая власть, кричавшая на баррикадах о единстве с народом и справедливости для всех, слегка «приоткрыла дверцу» в законе о транзите иностранного транспорта. Вот в эту «дверцу» за три года успело проскочить, по разным прикидкам — точных цифр нет, от двух до пяти миллионов легковых машин. Официально в законе ничего и не меняли — просто смотрели на все эти «незначительные нарушения» сквозь пальцы. Дескать, пусть попользуются достижениями революции. К тому же за каждый ввозимый по серой схеме автомобиль к рукам таможенников прилипало от 50 до 300 евро. Умножим на два миллиона (а лучше на пять) — сумасшедшие деньги! При этом приграничные МРЭО (Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД) практически перестали выдавать местные номера, и все преспокойно ездили с «европейскими».

И вот, спустя три года, дремлющий удав проголодался и хитро открыл один глаз. Окинув масштаб вероятной добычи, тут же открыл и второй. Поживиться есть чем! Все эти миллионы счастливых автовладельцев либо раскошелятся, либо вынуждены будут разобрать любимые машины на запчасти. 25 ноября вступил в действие закон, вынуждающий обладателей «евроблях» растаможить «европейские колеса» или выложить непомерный штраф. Действие льготного тарифа — полгода, потом ужас.

Разговоры о подобном сценарии велись давно, однако на веру их никто всерьез не воспринял: предположение, что в предвыборный год Порошенко не решится на столь непопулярные у избирателей шаги, успокаивало. «Восстанем, скинем, не допустим, шапками закидаем, — раздавались популистские выкрики. — Не может такого быть, это ж сколько возни только с документацией! Кто этим заниматься будет?» Но не тут-то было: Рада, несмотря на протесты митингующих, проголосовала, президент — подписал. Ну, а активисты, объединившие под своими знаменами многочисленных пострадавших, слегка помитинговав в Киеве и убедившись в неэффективности акций, прибегли к национальной забаве — блокировали таможню. Застряли на границе и обычные туристы, и бизнесмены. В отместку разозленные водители фур также перекрывали обладателям «блях» дорогу к таможне. В общем, казалось, что властям пора идти на попятную, иначе «Евроавтомайдан» заставит депутатов и президента искать себе новую работу.

Трудно сказать, чем все могло закончиться, однако все резко изменилось одновременно с введением военного положения. В соцсетях стала популярной шутка о том, что на самом деле целью Порошенко была не борьба с Россией, а снятие блокады западной границы. Все подъездные пути, ведущие к пунктам пропуска, которые были перекрыты участниками акции на автомобилях с иностранной регистрацией, очень быстро полностью разблокировали. Об этом 28 ноября сообщила Государственная пограничная служба. «Работа всех пунктов пропуска на участке западной границы нормализована. Меры пограничного контроля и пропуска через государственную границу участников международного движения осуществляются в установленном порядке», — отметили в ведомстве. Представители погранслужбы слегка слукавили, кое-где до сих пор «тлеют» очаги недовольства, но это уже точно не тот «костер», который грозил перерасти в «пожар».

Сыграл ли тут решающую роль фактор военного положения, сказать трудно. Ведь на западные области оно не распространяется, и митингующих не должны, кажется, «прессовать» жестче, чем в обычное время. Возможно, обладатели «евроблях» попросту побоялись восстановить общественное мнение против себя — ведь президент сказал, что мы на пороге большой войны с Россией. Поверил в это мало кто, но выглядеть антипатриотично, сражаясь исключительно за личные интересы, когда «родина в опасности», никому неохота. Впрочем, «бурчание» о неуместности меркантильности на фоне угрозы государству исходило не только от властей — поддержки в обществе протестная затея так и не получила. У купивших автомобили задешево нашлись завистники, не успевшие этого сделать.

Так и разошлись. «Удав» скоро будет сыт, «нарушители» трепещут и собирают деньги на уплату налогов. Можно констатировать, что президент в очередной раз одержал победу над собственными гражданами. Правда, недовольных слишком много, и они жаждут реванша, а потому ходят разговоры, что после отмены ВП волна протестов поднимется с новой силой. Однако, судя по тому, как неукротимые недавно автовладельцы послушно выстроились в очередь на растаможку, — это очень сомнительно. Значительная их часть к тому моменту внесет денежку в казну, серьезно проредив ряды борцов за справедливость. Более правдоподобно выглядит предположение, что непосредственно перед выборами, желая повысить свой рейтинг, Порошенко объявит «амнистию» нарушителям.

Валентин Корж, Днепр, Украина